Архив статей журнала
Cтатья посвящена социологическому исследованию семейных ценностей. На сегодняшний момент семья – основополагающий социально-культурный институт, который призван быть эффективным инструментом гуманизации и объединения общества, снижения и преодоления межэтнической напряженности, достижения гражданского согласия, социализации личности, либерального взаимодействия в многонациональном социуме. Мощнейшим инструментом передачи ценностей от отцов к детям является семья. Они выполняют одну из важных функций в обществе – это консолидация, которая в результате помогает в борьбе с социальной напряженностью. Для функционирования российского общества существенным элементом самоорганизации, базовым фундаментальным условием является семья. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что абсолютное большинство респондентов – 96,7% отметило, что полностью или в некоторой сте-пени доверяют членам своей семьи, что достаточно ожидаемо, ведь семья является главной и важнейшей социальной группой для большинства членов общества, а само существование семьи напрямую зависит от доверия между ее членами. Семья испокон веков является одним из самых важных элементов глобального развития. Абсолютно в каждом государстве семье отдается предпочтение, и она выступает вечной ценностью не только для отдельно взятого человека, а для всего общества в целом. В нормативных актах прописаны принципы по укреплению и защите семьи не только самим обществом, но и государством, посредством государственной национальной семейной политики. Конститутивное место в социальных связях человека занимает семья. Общество, как и институт семьи, эволюционирует и подвергается существенным изменениям.
Изучение процессов социокультурной трансформации, которые происходят постоянно в разных странах мира, в наше время является актуальным. Социокультурная трансформация как объективный, стихийный и плохо управляемый социальный процесс может привести к катастрофическим последствиям для конкретного народа, государства. Архивные документы первых лет советской власти позволяют проследить, как происходила социокультурная трансформация городов Ставрополья и Терека и как в короткие сроки шли процессы, в корне меняющие общество, что и представляет цель данной публикации. К задачам исследования можно отнести изучение путей, форм и результатов социокультурной трансформации на территории Северного Кавказа в 1920-е гг. Методами исследования стали общие принципы историзма, системности, объективности. При изучении исторических нарративов применялись методы и приемы исторической антропологии, новой социальной истории, микроистории. В контурах исторических документов Ставрополья и Те- река в 1917-1929-е гг. можно увидеть отражение в судьбах простых людей многочисленных преобразований советской власти – военного коммунизма, продразверстки, НЭПа, введения трудовой повинности, других мер советской модернизации. Механизмами новой социальности становятся политическая лояльность, следование новым ритуалам и праздникам, участие в политических и других акциях. В обществе стремительно зарождаются новые этические нормы, не всегда совпадающие с общечеловеческими ценностями. Управление сознанием городского населения через пропаганду новых идей с помощью просвещения, организации советских ритуалов, антирелигиозной компании ставило цель формирование «нового» советского человека. Проникая во все сферы жизни и заполняя повседневность, оказывая непосредственное влияние на простые человеческие потребности в пище, жилище, одежде, самопрезентации и т.д., процессы трансформации меняли российское общество в целом
Сравнительные исследования – особый жанр исторической науки, открывающий широкие возможности для объективного поиска. Статья посвящена исследованию исторического феномена двух схожих социальных мифов о женщинах, выступивших в роли спасительниц нации – мифа о Жанне ДʼАрк и мифа о Задалески нана (героине осетинской легенды, восходящей к периоду нашествия Тамерлана на Осетию), вызванных к жизни схожими историческими обстоятельствами во Франции времен Столетней войны и в средневековой Алании. Научная новизна настоящего исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных обозначенной проблеме. Актуальность темы определяется всевозрастающим интересом к героическим мифам прошлого в контексте интенсификации процессов, вызванных поисками национальной самоидентификации народов в условиях глобализации. Основными методами исследования являются историзм и метод структурной антропологии Клода Леви-Стросса. В статье анализируются причины появления мифов о женщинах-спасительницах в истории французского и осетинского народов, их роли и значении, их влияние на дальнейшее развитие обоих обществ, причины, по которым именно женщины стали объединяющим звеном для формирования национального самосознания. В ходе работы были изучены мультфильмы, фрески, газетные статьи, телевизионные репортажи, посвященные Нана. Рассматриваются разного рода символизмы, связанные с обеими женщинами, что позволило сформировать целостные образы такими, какими их видели их современники. Выявлено сходство между Задалески нана и Мадоннами Милосердия (Madonna della Misericordia) – жанрового изображения Девы Марии в рамках итальянского Возрождения. Вводится в научный оборот мысль об идентификации обеих спасительниц в сознании народа с Девой Марией.
В статье рассматривается городское пространство как объект научного изучения и как культурно-исторический феномен. Обозначенная проблематика является темой философских, культурологических, социологических дискуссий и является на сегодня актуальной как в практике формирования гуманного городского пространства, так и в теории различных наук о человеке. Целью публикации является изучение городского пространства городов-курортов Кавказских Минеральных Вод как исторического и культурного феномена – истории его образования, специфики развития в различные исторические эпохи. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения основных историософских идей при планировании современного городского пространства. Основываясь на концепции системного подхода понимания городского пространства как совокупности природы, архитектуры и жителей городов, проведен краткий обзор становления городов Кавказских Минеральных Вод в исторической ретроспективе. Отмечается, что складывание особой атмосферы городов этой группы определялось, прежде всего, их значимостью как городов-курортов. Использование минеральной воды для лечения способствовало становлению рекреационных комплексов, а остальные объекты инфраструктуры формировались вокруг. Особый характер курортов способствовал культурному обмену, что проявилось и в застройке центральной части городов преимущественно итальянскими архитекторами. В советское время активное строительство санаториев, домов отдыха и детских оздоровительных лагерей придало городам Кавказских Минеральных Вод окончательный статус всесоюзной здравницы. Многообразие культур и традиций многочисленных «гостей курортов» и сегодня формирует неповторимый социокультурный облик городов Кавказских Минеральных Вод.
Король Артур – самый знаменитый из кельтских героев, легендарный король Британии, чье имя известно многим людям по всему миру. Этим большим интересом к личности полулегендарного героя Средневековья обусловлена научная актуальность изучаемой проблемы. Как правило, подобные фигуры «обрастают» мифами и порождают большое количество псевдонаучных теорий. Наибольший интерес вызывает вопрос происхождения цикла легенд о знаменитом короле бритов, замке Камелот и рыцарях Круглого стола. В современной исторической науке существует несколько основных теорий происхождения цикла легенд о короле Артуре: британо-нормандская (согласно этой теории, цикл легенд о короле Артуре возник на основе исторических событий при участии персонажей, связанных с Британией и Нормандией), кельтская (легенды о короле Артуре имеют корни в кельтской мифологии и фольклоре) и теория о том, что король Артур полностью вымышленный персонаж. Данная статья посвящена изучению историографии вопроса об алано-сарматских параллелях с циклом легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В ней анализируются работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, которые внесли существенный вклад в развитие проблематики, а также ставшие основоположниками теории алано-сарматского происхождения Артурианы. Новизна исследования обусловлена тем, что историография вопроса о присутствии сармато-аланских параллелей в Артуриане впервые ставится в качестве самостоятельного объекта для изучения. Основными методами исследования выступают методы сравнительного анализа и историзма.
В исторической науке на протяжении последних столетий наблюдается устойчивый интерес к скифской, сарматской и аланской проблематике. Изучаются различные аспекты истории и культурного наследия, включая вопросы происхождения, этнической и военной истории, экономического, социально-политического и культурного развития. Однако в многочисленном ряду ученых-алановедов почти не упоминается имя Тамерлана Бекировича Тургиева – известного археолога, внесшего весомый вклад в исследование аланских проблем. К сожалению, основные его труды не были опубликованы; информации о нем практически нет в открытом доступе. Цель настоящих изысканий – осветить научную и профессиональную деятельность Т.Б. Тургиева, определить вклад ученого в историю и культуру Алании, восстановить и сохранить имя Тамерлана Бекировича в исторической науке, в том числе и среди специалистов-алановедов. Персональная история как жанр набирает научную популярность; исследование деятельности ученых, оставивших значимое академическое наследие, позволяет как заполнить «белые пятна», так и вновь обратить внимание научного мира на ряд актуальных по сегодняшний день вопросов; ввести в оборот ранее не использованные материалы. В статье на основе материалов Научного архива СОИГСИ, архивов Национального музея РСО-Алания и семьи Т.Б. Тургиева нам удалось воссоздать основную часть биографии ученого, осветить результаты исследовательской деятельности, установить круг научного общения. Одним словом, все то, что может представить собой научную новизну исследования. Для достижения поставленной цели были применены традиционные для исторической науки методы, а также метод интеллектуальной истории.
В статье на основе архивных документов рассмотрены причины, формы и виды ювенальной преступности в начале 1920-х гг. в городах Ставрополья и Терека. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и заимствования положительного опыта работы советской милиции в первые десятилетия Советской власти. Проблема беспризорности и безнадзорности детей и подростков, ювенальной преступности продолжает оставаться злободневной. Практическая значимость публикации выражена в возможности использования результатов исследования в практике деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, а также в исторической реконструкции истории советской милиции, которая далеко не полная на сегодняшний день. Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы истории ювенальной преступности – ее истоков, способов предупреждения и устранения, социальной реабилитации детей и подростков, которая изучена на историческом отрезке наибольших социальных потрясений – периода 1920-х гг. Результаты исследования свидетельствуют о том, что проблемы ювенальной преступности появляются тогда, когда в силу различных обстоятельств – война, голод, разруха, аморальный образ жизни и т.д. – дети и подростки оказываются не вовлеченными в нормальные семейные и другие социальные отношения. Беспризорность и безнадзорность рождает бродяжничество, а потом – ювенальную преступность. Кражи, проституция, хулиганство – преступления, порожденные «социальным злом», – совершаются детьми, которые привыкли вести асоциальный образ жизни, оставшись сиротами или просто без надлежащего родительского контроля. Применяемые Советской вла-стью в 1920-1930-е гг. меры борьбы с несовершеннолетними преступниками не всегда давали результат. Положительных примеров, таких как Республика ШКИД, были единицы. А обычные мероприятия по помещению беспризорников в детдома были безрезультатны.
В данной работе на основе литературного анализа впервые рассмотрена так называемая экзистенциальная поэзия И.В. Джанаева (Нигера), получившая широкое распространение в 20-30-е гг. XX в. Авторами в статье поэт представлен как одна из наиболее рельефных фигур в осетинской классике. События, происходившие в первой половине XX в., наложили свой отпечаток на мировоззрение И. Джанаева, что нашло свое отражение в его поэзии в разные периоды жизни. Специфика художественного мышления поэта заключается в соединении разного «типа художественных сознаний»: религиозного, мифопоэтического, философского и, в частности, экзистенциального. Произведения поэта тесно связаны с его личной судьбой. Можно утверждать, что он является прямым родоначальником «исповедальной» поэзии. А под «исповедальным» подразумевается и поэзия экзистенциальная со всем ее многообразием затрагиваемых тем. Поскольку главной причиной существования экзистенциальных параметров является духовный кризис, то данные проблемы пронизывают крупную часть литературы XX в. Все эти темы как будто сопутствуют описанию героев Ф. Достоевского, Ф. Кафки, А. Камю. Они также находят отражение в поэзии Б. Пастернака, Ф. Тютчева, Е. Евтушенко и пр. Не стало исключением и творчество И. Джанаева. Тонкой нитью проходят через поэзию автора темы одиночества, отчуждения, сущности бытия, обреченности, борьбы противоречий, необратимости смерти, страдания и радости, отвращения к самому себе. Еще одной важной темой, описываемой в поэзии Нигера, является понятие свободы и ответственности. В процессе анализа было выявлено, что немаловажную роль в философии экзистенциализма играет и мотив сна. Лирического героя Нигера охватывает экзистенциальный страх, его пугает неминуемая победа времени над категорией пространства. Поэт подчеркивает временность нашего существования и, помимо экзистенциального трепета перед титаническими силами природы, выражает чрезмерность во всех человеческих инстинктах.
Статья посвящена заимствованным топонимам, которые являются не только продуктом глубокой архаики, но и свидетельством контактов ираноязычных с носителями тюркских языков. В присутствии в языках общих заимствований прочитывается как взаимоотношения языковых контактов, их характер, так и продолжительность и условия для них, созданные временем, торгово-экономическими предпосылками и политическими факторами. Если исходить из положения, что именно ситуация двуязычия есть основное лингвистическое условие для языковых контактов, то чрезвычайно важно определить языковые элементы и модели, проникшие в родной язык из чуждого языка, выявить направление развития обозначенных контактов, определить, являются ли они результатом двуязычия или остатком суперстрата или же субстрата. Значительное количество тюркских топонимов сохраняет информацию как о постоянной смене проживавших на этой территории, оставивших свой след в живучих топонимах, так и о тесных и длительных контактах осетин с окружающими народами – кавказскими и пришлыми. Изучение топонимов интересно лексическим отражением свойств географических объектов, вопросами возникновения и эволюции топонимов, их форм, семантики, символики, синонимии и др.; в них значительный потенциал по изучению особенностей фонетики, морфологии, исторического языкознания и др. Одним словом, для лингвиста топонимы существенны интеграцией географии, истории и языка, а это прекрасный материал для дифференциации на фоне интеграции. Инвентаризация топонимов, проделанная А.Дз. Цагаевой, З.Д. Цховребовой и Ю.А. Дзиццойты, – трудоемкая и кропотливая работа, которая аккумулирует знания географической и лингвистической наук не только в аспекте страноведческого направления, но и языковых проблем: истории языка, деривации, реконструкции первоначальных форм слова, имен собственных и мн. др.