ISSN 1997-2911 · EISSN 2782-4543
Языки: ru · en

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Архив статей журнала

СРЕДСТВА АКТУАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ В ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: Том 17. № 9 (2024)
Авторы: Тисленкова Ирина Александровна

Цель исследования - выявить способы выражения демонстративной тональности в деловом дискурсе. Научная новизна работы состоит в том, что впервые описана дискурсивная специфика демонстративности в речи делового человека. В результате исследования устанавливается, что демонстративность представляет собой тональность, определяющую процесс речевого взаимодействия, которая реализует функции самопрезентации и воздействия на эмоции и чувства адресата в своей явной и скрытой формах. Явная коммуникативная демонстративность в деловом дискурсе реализуется положительными адъективными и наречными эпитетами в положительной и превосходной степенях сравнения и гиперболической форме, экспрессивными фразеологическими единицами, книжными оборотами речи, иноязычными терминами-профессионализмами, констативами с положительной коннотацией, антитезой, гиперболой, речевой тактикой самопревышения, гиперболической метафорой и вводными словами-усилителями. Скрытая коммуникативная демонстративность в коммуникации делового человека выражается семиотическими комплексами невербальных средств, таких как стиль одежды и манера общения.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ СПОРТИВНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА О ФИГУРНОМ КАТАНИИ (2024)
Выпуск: Том 17. № 9 (2024)
Авторы: Малышева Елена Григорьевна, Рогалева Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены коммуникативные доминанты спортивного интернет-дискурса о фигурном катании, который является тематической разновидностью, или субдискурсом, спортивного дискурсивного пространства. Цель исследования - выявить специфику системы коммуникативных тональностей, характерных для спортивного интернет-дискурса о фигурном катании. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении тональности как одной из коммуникативных доминант спортивного интернет-дискурса о фигурном катании, формирующей прагмастилистическое своеобразие медиатекстов на сайте Sports.ru. Выявляются спектр коммуникативных тональностей спортивного интернет-дискурса о фигурном катании и языковые средства их репрезентации. Полученные результаты показали, что коммуникативными доминантами интернет-дискурса о фигурном катании являются агрессивность и конфликтность, что отчасти обусловлено активным использованием дихотомии «свой - чужой». Восторженно-хвалебная тональность сопровождает тексты, построенные на образе «своего»; агональность спортивного дискурса (по аналогии с политическим) сводится к борьбе с «чужим», его дискредитацией. Конфликтная составляющая становится одной из коммуникативных доминант спортивного интернет-дискурса о фигурном катании.

Сохранить в закладках
СМАЙЛИК, ЭМОТИКОН И ЭМОДЗИ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (2024)
Выпуск: Том 17. № 9 (2024)
Авторы: Турко Ульяна Игоревна

Цель исследования - выявление специфики использования невербальных средств коммуникации в цифровой среде. В статье анализируется семантика терминов «смайлик», «эмотикон» и «эмодзи», употребляемых в современной речевой практике как синонимы. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем анализируются тенденции использования невербальных средств устно-письменной интернет-коммуникации, выявляются их функции, устанавливается нормативный орфографический вариант в парах «эмодзи - эмоджи», «эмотикон - эмотикойн». В результате исследования установлено, что пиктограммы, не являясь знаками препинания, способны выступать в заместительной функции. Присутствие невербальных средств общения в тексте зависит от цели коммуникантов и содержания исходного текста. Если контент носит прагматический характер и цель интернет-подписчиков ресурса состоит в получении информации, обмене опытом, то использование невербальных средств коммуникации является не столь значимым. Если же первичный источник обращен к чувствам интернет-адресатов, то большинство словесных откликов сопровождается также пиктограммами в качестве средств демонстрации или усиления выражения чувств адресантов. Невербальные знаки цифровой коммуникации позволяют в краткой форме наглядно передать эмоциональное состояние подписчиков интернет-ресурса.

Сохранить в закладках