Архив статей журнала
В статье рассматриваются основные социально-демографические характеристики и показатели детской инвалидности в Российской Федерации и Республике Башкортостан за последние годы. Данные статистических служб свидетельствует о росте количества детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья как на федеральном, так и на республиканском уровнях. За 2016-2023 гг. в Российской Федерации детская инвалидность выросла на 17% (617 тыс. чел. в 2016 г., 722 тыс. чел. в 2023 г.). В Республике Башкортостан детская инвалидность выросла на 14% за 2018-2023 гг. (15973 чел. в 2018 г., 18336 чел. в 2023 г.). Чаще всего детская инвалидность по Республике Башкортостан обусловлена психическими расстройствами и расстройствами поведения, болезнями нервной системы и врожденными аномалиями. Данный тренд влечет за собой необходимые изменения во многих общественных сферах, в том числе и в сфере образования. Создание комфортной образовательной среды для детей с особыми потребностями способствует повышению качества их образования и возможностям их успешной социальной адаптации. В настоящий момент около пятой части детей-инвалидов продолжают обучаться на дому (19,2% в 2022 г.). Что может быть обусловлено не столько проблемами инфраструктуры и низкой удовлетворенности качеством адаптированных программ, сколько причинами особенных семейных обстоятельств. За последние годы в России снижается количество родителей, не ориентированных на получение дальнейшего образования ребенком-инвалидом (16,9% в 2018 г., 15,7% в 2020 г., 13,6% в 2022 г.). При этом тенденция выбора в пользу высшего образования сокращается, а в пользу начального или среднего профессионального образования увеличивается. За 2015-2023 гг. удовлетворенность детей-инвалидов (со слов родителей) работой общеобразовательной организации, как в общем, так и по качеству обучения и условиям пребывания в школе, выросла по России. Представленные Уфимский гуманитарный научный форум / Ufa Humanitarian Scientific Forum, 2024, № 1 350 в статье данные позволяют сделать вывод о наличии позитивных изменений в процессе адаптации системы образования для детей с инвалидностью и ОВЗ.
Актуальность заявленной темы определяется необходимостью снижения уровня заболеваемости вследствие некачественного и нездорового питания. В целях повышения здоровья населения государство регулирует систему школьного питания, тем не менее на пищевые предпочтения детей оказывают влияние множество факторов, в том числе семейная модель питания. Представлены результаты социологического исследования по оценке распространенности привычек здорового питания в семьях школьников Республики Башкортостан. Выявлено, что привычки здорового питания в том или ином объеме распространены среди 90 % участвовавших в опросе родителей. Наиболее распространенными привычками для всех респондентов являются выбор здорового способа приготовления пищи и употребление овощей и зелени. Однако характер и диапазон выбираемых привычек имеет свои особенности в группах с разным семейным доходом. С увеличением размера дохода для респондентов свойственно более внимательно относится к составу продуктов, ограничивать или исключать определенную еду (полуфабрикаты, колбасные изделия, фаст-фуд, сахар). Результаты исследования демонстрируют, что вероятность следования принципам здорового питания в систематическом режиме повышается с ростом уровня дохода семьи. В таких условиях роль общеобразовательной организации особенно важна, так как она способна, с одной стороны, обеспечить доступность сбалансированного и здорового питания школьникам независимо от уровня доходов их семьи, а с другой – научить не только самих детей, но и их родителей доступным принципам здорового питания.