Архив статей журнала
В статье анализируется механизм зеленого финансирования и его роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Переход к зеленой экономике требует колоссальных и специфических инвестиций, которые могут быть профинансированы только путем совместного участия государственного и частного секторов. Акцентируется роль государства, которое должно способствовать продвижению и развитию зеленого финансирования и добиться приоритета зеленых инвестиций, к которым относятся зеленое бюджетирование, экологические фонды, зеленое субсидирование, зеленое страхование, зеленые гарантии, зеленое кредитование, зеленые облигации, зеленые акции и паи, зеленые премии и гранты. Зеленые облигации и акции (паи) инвестиционных фондов являются наиболее предпочтительными инвестиционными инструментами зеленого финансирования, поскольку обладают рядом уникальных преимуществ: позволяют объединить распыленные финансовые ресурсы заинтересованных лиц в единый денежный пул и направить в зеленый проект; предполагают диверсификацию рисков между проектами и снижают риски инвестирования; согласовывают горизонты инвестиций по срокам вложений; являются знакомыми и понятными инструментами для большинства инвесторов. В статье также приведены ключевые недостатки зеленых проектов с точки зрения их инвестиционной привлекательности. К ним отнесены: высокие затраты на поиск подходящих для инвестиций зеленых проектов; отсутствие релевантной информации о проекте и четких критериев для определения степени экологичности проекта; небольшие масштабы многих проектов. Рассмотрено развитие зеленых инвестиций в России на примере зеленых облигаций. Выделены основные тренды и недостатки развития зеленого финансового рынка. Сделан вывод, что несмотря на динамичное развитие рынка зеленых облигаций в России доля этого сегмента рынка является недостаточной как для покрытия экологических проектов, так и в общем объеме облигационного рынка России.