Архив статей журнала
В статье рассмотрены процессы импортозамещения, которые представляют собой тип экономической стратегии и аграрой политики государства, направленный на защиту внутреннего сельскохозяйственного производителя путем замещения импортируемых продовольственных товаров и сырья товарами национального производства. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего сельскохозяйственного производства, повышение качества производимой продукции, технологий применяемых на предприятиях АПК, развитие инноваций, в условиях цифровизации. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Исследованием установлено, что тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций. Цель данной работы сводится к изучению и внедрению в практику стратегии импортозамещения, предполагающей постепенный переход от производства сельскохозяйственной продукции к наукоемкой и высокотехнологичной продукции аграрного сектора страны, путем повышения уровня развития производства и технологий. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
В современных условиях усилилась конкуренция на глобальных и региональных рынках, а также беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада на российскую экономику. За последний год несколько снизилась продовольственная безопасность России. В этих условиях ключевую роль в функционировании сельского хозяйства, его устойчивом развитии играет цифровая трансформация аграрной сферы, цифровизация производственных и бизнес-процессов. Анализ национального и международного опыта применения эффективных цифровых технологий в сельском хозяйстве позволяет выделить основные из них: точное земледелие, беспилотные летательные аппараты, беспилотные транспортные средства, облачные сервисы и технологии, большие данные, цифровые платформы и др. Значительная роль в этом отводится государственной поддержке со стороны органов системы государственного управления всех уровней Российской Федерации, а также международным организациям, прежде всего Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Вместе с тем внедрение современных цифровых технологий в отечественный аграрный сектор существенно сдерживают некоторые объективные и субъективные факторы: низкая IT-грамотность и информированность о современных технологиях работников аграрной сферы, кадровый дефицит в аграрном секторе экономики. трудности с получением субсидий на приобретение и внедрение цифровых технологий и другие. Это требует устранения или минимизации влияния данных негативных факторов, активизации деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов по внедрению современных цифровых технологий в организации сельского хозяйства.