В статье рассмотрены процессы импортозамещения, которые представляют собой тип экономической стратегии и аграрой политики государства, направленный на защиту внутреннего сельскохозяйственного производителя путем замещения импортируемых продовольственных товаров и сырья товарами национального производства. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего сельскохозяйственного производства, повышение качества производимой продукции, технологий применяемых на предприятиях АПК, развитие инноваций, в условиях цифровизации. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Исследованием установлено, что тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций. Цель данной работы сводится к изучению и внедрению в практику стратегии импортозамещения, предполагающей постепенный переход от производства сельскохозяйственной продукции к наукоемкой и высокотехнологичной продукции аграрного сектора страны, путем повышения уровня развития производства и технологий. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что взятый США курс на изоляцию России — ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что производственно-технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов аграрного сектора экономики страны. Проблема технологического отставания России сформировалась на протяжении двух последних десятилетий, и сегодня многие отрасли Агропромышленного Комплекса России очень сильно зависят от иностранного оборудования и технологий производства.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. http://www.garant.ru/products/ipo/prime (дата обращения: 11.01.2024).
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Правительством России на срок с 01.10.2018 по 31.12.2024 годы // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства РФ от 27.06.2017 N 754 (ред. от 25.07.2023) “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
- Постановление Правительства РФ от 18.04.2022 № 695 Редакция действует с 14 июня 2023. Источник: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_350261372
- Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. М.: ВНИИ экономики сельского хозяйства, 2015. 447 с.
- Акбердина В.В., Пьянкова С.Г. Методологические аспекты цифровой трансформации промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 227. С. 292-313. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-292-313.
- Маслова В.В., Чекалин В.С., Авдеев М.В. Развитие сельского хозяйства России в условиях импортозамещения // Вестник Российской Академии Наук. 2019. Том 89. №10. С.1024-1032.
- Охрименко И., Совик И., Пьянкова С., Лукьянова А. (2019). Цифровая трансформация социально-экономической системы: перспективы цифровизации общества // Espacion. Международный журнал исследований в области менеджмента и бизнеса. Венесуэла. Том. 40. Выпуск 38. С. 26. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n38/19403826.html (дата обращения: 15.09.2022). 8. Сайфутдинова Л.Р., Фаррахова Ф.Ф. Вопросы импортозамещения молочной продукции на современном этапе развития молокоперерабатывающего производства // Евразийский юридический журнал. 2018. №6 (121). С.439-441. 9. Сайфутдинова Л.Р., Фаррахова Ф.Ф. Вопросы импортозамещения молочной продукции на современном этапе развития молокоперерабатывающего производства республики Башкортостан // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 4. С. 177-182. 10. Таран И. Н., Импортозамещение как фактор развития экономики России на современном этапе / И. Н. Таран. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 96-98. URL: https://moluch.ru/archive/231/53689/ (дата обращения: 19.12.2023).
- Ушачев И. Г., Маслова В. В., Чекалин В. С. Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2017. № 11. С. 4-11.
- Циян А., Енич Л., Ламовшек А., Стембергер Л. (2019). Как цифровизация меняет рабочее место // Журнал Dynamic Relationships Management. Том. 8. №1. С. 3-12. DOI:10.17708/DRMJ.2019.v08n01a01.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Источник: http://gks.ru/ (дата обращения: 14.01.2024).
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Источник: http://bashstat.ru/ (дата обращения: 14.01.2024).
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Источник: http://есоnomy.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Источник: http://minfin.ru/ (дата обращения: 11.02.2024).
- Официальный сайт Министерство регионального развития Российской Федерации Источник: http://minregion.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).
- Официальный сайт Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Источник: http://www.mcx.ru (дата обращения: 11.01.2024).
- Официальный сайт Центра стратегических разработок. Источник: http://csr.ru/ (дата обращения: 09.01.2024).
- Официальный сайт Бюро экономического анализа. Источник: http://beafnd.org/ (дата обращения: 12.01.2024).
- Широков С. Н. Анализ тенденций мирового производства зерна / С. Н. Широков, А. Р. Кузнецова, И. Р. Трушкина // Международный сельскохозяйственный журнал. 2024. № 1(397). С. 37-42. DOI 10.55186/25876740_2024_67_1_37. EDN MNRVNT.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье социальный капитал рассматривается, как комплекс социальных факторов, являющихся составной частью потенциала социума, который способствует развитию всех компонентов общества как системы. Социальный капитал – это нематериальная часть системы ресурсов, ценностей и отношений, создающая их владельцу возможности и условия реализации определённых целей, в результате которых может получить материальные и социально-духовные блага. Предложенный подход дает возможность определить, как структуру основных этапов реализации социального капитала, так и разработку технологии и механизма управления этим феноменом. Социальный капитал любого субъекта общества имеет достаточно сложную иерархическую структуру, как и общество в целом. Более точно - она соответствует в основном структуре капитала общества с определенной модификацией. Социальный капитал не является атрибутом лишь отдельного человека, как это утверждается в абсолютном большинстве зарубежных и отечественных публикациях. Его основу составляет капитал общества в целом, различных социальных сообществ, социальных групп и слоев, населения административно-государственных систем, коллективов и т.д. В структуре социального капитала в целом целесообразно выделить, трудовой, научно-образовательный, профессионально-квалификационный, информационный, инновационный, организационно-управленческий, социально-демографический, политико-правовой и другие составляющие. Естественно, каждый указанный капитал является относительно самостоятельной системой и имеет большое количество своих внутренних элементов. Все структурные элементы социального капитала находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку развитие социальных субъектов в современном обществе зависит от эффективности развития и реализации капитала, именно в этой сфере огромные возможности для инноваций. Определяются основные методы и средства, способствующие активизации процесса реализации социально капитала, в обязательном порядке должны предусматриваться в стратегической программе социально-экономического развития не только страны, но и всех социальных субъектов общества. Обозначены основные показатели, отражающие уровень развития и реализации социального капитала, определены этапы разработки программы и её реализации.
В статье рассматриваются основные социально-демографические характеристики и показатели детской инвалидности в Российской Федерации и Республике Башкортостан за последние годы. Данные статистических служб свидетельствует о росте количества детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья как на федеральном, так и на республиканском уровнях. За 2016-2023 гг. в Российской Федерации детская инвалидность выросла на 17% (617 тыс. чел. в 2016 г., 722 тыс. чел. в 2023 г.). В Республике Башкортостан детская инвалидность выросла на 14% за 2018-2023 гг. (15973 чел. в 2018 г., 18336 чел. в 2023 г.). Чаще всего детская инвалидность по Республике Башкортостан обусловлена психическими расстройствами и расстройствами поведения, болезнями нервной системы и врожденными аномалиями. Данный тренд влечет за собой необходимые изменения во многих общественных сферах, в том числе и в сфере образования. Создание комфортной образовательной среды для детей с особыми потребностями способствует повышению качества их образования и возможностям их успешной социальной адаптации. В настоящий момент около пятой части детей-инвалидов продолжают обучаться на дому (19,2% в 2022 г.). Что может быть обусловлено не столько проблемами инфраструктуры и низкой удовлетворенности качеством адаптированных программ, сколько причинами особенных семейных обстоятельств. За последние годы в России снижается количество родителей, не ориентированных на получение дальнейшего образования ребенком-инвалидом (16,9% в 2018 г., 15,7% в 2020 г., 13,6% в 2022 г.). При этом тенденция выбора в пользу высшего образования сокращается, а в пользу начального или среднего профессионального образования увеличивается. За 2015-2023 гг. удовлетворенность детей-инвалидов (со слов родителей) работой общеобразовательной организации, как в общем, так и по качеству обучения и условиям пребывания в школе, выросла по России. Представленные Уфимский гуманитарный научный форум / Ufa Humanitarian Scientific Forum, 2024, № 1 350 в статье данные позволяют сделать вывод о наличии позитивных изменений в процессе адаптации системы образования для детей с инвалидностью и ОВЗ.
В статье анализируется проблема восприятия господдержки в Московской области. Цель исследования – выявление субъективного восприятия господдержки многодетными матерями. На основе исследования, которое выполнялось с помощью анкетирования многодетных матерей, проживающих в Московской области, выявлено, что большинство многодетных матерей (87,5%) не удовлетворены социальной поддержкой со стороны государства. Отмечается также, что материальные (86,7%), жилищные (65,3%) и бытовые проблемы свойственны большинству многодетных семей, которые в первую очередь нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства (86,7%). Почти все опрошенные многодетные матери (91,6%) не получают информацию о своих дополнительных возможностях и льготах. Сделаны рекомендации по решению выявленных проблем.
Питание в школе важно для здоровья и обучения детей, воспитания привычек здорового питания. Эффективная организация питания должна быть нацелена не только на удовлетворение потребности в питательных веществах тех, кто питается в школе, но и на обеспечение доступности питания, на востребованность школьного меню, минимизацию пищевых отходов. В данной работе приведены подходы к управлению школьным питанием, его финансированию в разных странах мира и регионах России. Выявлено, что проблемы в школьном питании схожи во многих странах мира и регионах России: уровень финансирования, востребованность школьной еды, невысокая удовлетворенность школьной едой, рост пищевых отходов, необходимость бесплатного питания для многих категорий детей. На примере Республики Башкортостан показаны объем финансирования школьного питания относительно бюджета региона, на основе данных социологических опросов, проведенных в ИСИ АН РБ, показана связь между доходами семьи, наличием двух или одного родителя и удовлетворённостью питанием в школе. Обсуждаются меры по повышению качества питания в школах региона на примере опыта Финляндии и с учетом пожеланий, высказанных родителями в ходе социологических опросов.
В статье, посвященной изучению сложностей профессиональной деятельности медицинских работников государственной системы здравоохранения, исследованы теоретико-методологические подходы к изучению этой профессиональной группы, самооценки ее трудовой деятельности и др. Вопросы, связанные с осмыслением трудовой деятельности медиков, изучались в русле социологии профессий. Целью исследования явился анализ самооценок некоторых аспектов профессиональной деятельности медицинских работников, включающих факторы, препятствующие ее эффективности, меры по улучшению условий труда, а также материально-техническое оснащение рабочих мест сотрудников государственных медицинских учреждений. В основу статьи положено социологическое исследование, проведенное в Республике Башкортостан методом стандартизированного опроса среди сотрудников медицинских организаций республики. В ходе исследования было выявлено, что основными факторами, препятствующими результативности трудовой деятельности медиков, являются: неэффективная система вознаграждения сотрудников, низкий уровень оплаты труда и вредные условия их трудовой деятельности. По мнению респондентов, больше всего снижает эффективность трудового процесса именно неудовлетворенность заработной платой. В этой связи в качестве решения данной проблемы предлагается ежегодная индексация заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, изменение порядка финансового стимулирования медицинских работников, заключающегося в снижении влияния руководителей медицинских организации на распределение ее премиальной части. В числе наиболее популярных мер, направленных на улучшение состояния здоровья медиков, на первом месте – ежегодная диспансеризация. Что касается доступности санаторно-курортного лечения и отдыха, то этой мерой воспользовались не более 14 % опрошенных. Наибольшую обеспокоенность респондентов вызывают такие негативные факторы, как недостаточное оснащение организации необходимой медицинской техникой, высокотехнологичными медицинскими аппаратами, расходными материалами медицинского назначения, медицинскими инструментами.
В статье анализируется отношение молодежи к здоровью как ценности. Представлены результаты социологического исследования по оценке значимости здоровья для современной молодежи. Объектом исследования является студенческая молодежь Республики Башкортостан в возрасте до 35 лет. Используемые методы - общенаучные методы анализ и синтез, а также анкетный опрос как социологический метод. Рассмотрены основные подходы к исследованию здоровья молодежи. Материалы статьи основаны на результатах социологического опроса студенческой молодежи Республики Башкортостан, обучающихся в Уфимском университете науки и технологий (в головном вузе в г. Уфа, а также в филиалах в г. Бирск, г. Ишимбай, г. Кумертау, г. Нефтекамск, г. Сибай, г. Стерлитамак). Общее количество респондентов - 1500 человек. По результатам исследования установлено, что состояние здоровья как хорошее оценивает только 61,7% опрошенных. При этом каждый третий из четырех опрошенных (76,7%) следит за своим здоровьем. Основными способами поддержания здоровья молодежью являются занятия физкультурой, гимнастикой, спортом, зарядкой (51,9%), отказ от вредных привычек (45,1%), медицинские осмотры и диспансеризация (41,4%), правильное питание (40,7%). Выявлено, что только каждый третий молодой человек (30,2%) в свое свободное время предпочитает заниматься спортом, физкультурой. Определены основные направления молодежной политики для обеспечения здоровьесбережения молодежи и стимулирования здоровьесберегающего поведения молодежи. Установлено, что по оценкам молодежи для популяризации ведения здорового образа жизни и занятия спортом в Республике Башкортостан необходимо развивать спортивную инфраструктуру парков и зон отдыха (60,7%), спортивную инфраструктуру на территории жилых зон и во дворах (49,1%), создавать в каждой школе спортивные клубы (39,5%).
Оценка уровня и динамики роста заболеваемости населения Республики Башкортостан за период с 2015 по 2022 годы показывает, что общее число заболеваний на каждые 1000 человек населения в регионе возросло на 18%, составив 2142 случая на каждые 1000 человек населения. Это значит, что на одного жителя региона в 2022 г. стало приходиться 2,1 заболевание, а не 1,8, как это было в 2015 г. Число заболеваний с диагнозом, впервые установленным в жизни, в регионе возросло на 27%, составив 1082,4 случая на каждые 1000 человек населения. Удельный вес заболеваний с диагнозом, впервые установленным в жизни, в общем числе заболеваний в расчете на 1000 населения возрос с 46,8 до 50,5%. В результате пандемии COVID-19 некоторые целевые показатели, отраженные в Программе, пока не были достигнуты, поскольку последствия данного заболевания оказывают негативное влияние на многие жизненно важные органы человека: прежде всего дыхательную систему, систему кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением и ряд других. Мировая система здравоохранения сейчас находится в процессе изучения последствий заболевания COVID на человеческие организмы, ученые всех стран мира находятся в поиске активных действенных мер для снижения губительного воздействия данного инфекционного заболевания на здоровье человека.
В статье рассматриваются основные тенденции демографических процессов, протекающих в одном из крупных по численности населения регионов Российской Федерации на территории Урало-Поволжья – Республике Башкортостан. Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие XXI века (1990–2010 гг.). Этот период для республики, как и для России в целом, ознаменовался не только складыванием новых форм социально-экономических и общественно- политических отношений (переходом к рыночной экономике, распадом Советского Союза, образованием в 1990-е годы суверенных национальных республик в составе Российской Федерации), но и качественными изменениями в воспроизводстве населения и миграционных процессах. Во-первых, с начала 1990-х годов интенсивность рождаемости в республике снизилась ниже границы простого воспроизводства; во-вторых, в этот же период началась естественная убыль населения, которая продлилась до 2009 г.; в-третьих, в 2000-е годы начинает снижаться численность постоянного населения республики, сокращается трудоспособное население, растет число лиц старше трудоспособного возраста, которое начинает доминировать над группами, моложе трудоспособного возраста; в-четвертых, республика начинает принимать большой поток беженцев и вынужденных переселенцев, а также трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза. В этих условиях важное значение приобретает характер и направленность региональной социальной политики. В Республике Башкортостан она приобретает ярко выраженную социальную и демографическую направленность. Под руководством и при поддержке первого Президента республики М. Г. Рахимова в Башкортостане реализуется система взаимосвязанных мер по стимулированию рождаемости, поддержке семей (особо выделяется категория многодетных семей), снижению смертности, решению социальных проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Благодаря продуманной эффективной социальной и демографической политике республике во многом удалось избежать усиления негативных демографических тенденций, которые проявились в рассматриваемый период в стране в целом.
В статье рассматриваются теоретические аспекты развития оценки биологических активов аграрном секторе экономики Республики Башкортостан. В отечественной и международной учетной системах существует серьёзные различия в порядке признания, оценки и представления в отчетности объектов сельскохозяйственного производства. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) определяют, что активы, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, следует обеспечить как биологические активы (растения, животные), которые по истечении производственного цикла трансформируются в сельскохозяйственную продукцию. В условиях перехода на МСФО законодательное регулирование бухгалтерского учета в России предприятий аграрного сектора экономики является несовершенным и требует доработки и уточнения. В системе российских стандартов учета в настоящий момент отсутствует положение, регулирующее порядок признания, оценки и представления в отчетности биологических активов.
Согласно данным Агентства стратегических инициатив, с 2019 по 2023 годы Республика Татарстан устойчиво занимала вторую позицию в стране в национальном рейтинге по оценке состояния инвестиционного климата. По уровню инвестиционной привлекательности Республика Татарстан по итогам 2023 года заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, а среди регионов Приволжского федерального округа – первое место. Размер валового регионального продукта в Республике Татарстан за период с 2015 по 2022 гг. увеличился в 2,1 раза, составив более 3,8 трлн.руб. в т.ч. на душу населения – в 2,1 раза, составив около одного миллиона рублей. Размер инвестиций в основной капитал в регионе за анализируемый период возрос на 44%, составив 888,6 млрд.руб. Инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы крупных и средних предприятий и организаций выросли на 59%, составив 5748,4 млн.руб. Удельный вес объема инвестиций в основной капитал в общем объеме валового внутреннего продукта в Республике Татарстан в 2015 г. был равным 33,8%, в 2020 г. – 23,4%, в 2021 г. – 20%, в 2022 г. – 23%. Наибольший удельный вес инвестиций в общем объеме ВВП за период с 2015 по 2022 гг. отмечается в Дальневосточном федеральном округе – 25,2-29,8%, в Северо-Кавказском федеральном округе – 27,8%, в Сибирском федеральном округе – 22,1%, в Уральском федеральном округе – 20,4%, в Центральном федеральном округе – 20,2%, затем в Южном федеральном округе – 19,5%, в Приволжском федеральном округе – 19,4% и в Северо-Западном федеральном округе – 14,2%. В структуре удельного веса инвестиций в основной капитал Республики Татарстан по видам экономической деятельности, наибольший удельный вес принадлежит обрабатывающим производствам – 30%, транспортировке и хранению – 25%, добыче полезных ископаемых – 17%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 6%, сельскому, лесному хозяйству – около 5% и т.д. Привлечение инвестиций способствует созданию благоприятных условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию регионов, увеличению числа рабочих мест, повышению уровня оплаты труда, а, следовательно, – к повышению уровня и качества жизни населения.
В статье проведено исследование концептуально-теоретических и прикладных аспектов стратегическое управление региональным сельским хозяйством на примере субъектов Уральского федерального округа РФ с учетом выявленных тенденций развития основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции. Авторами консолидированы позиции российских и зарубежных исследователей в части стратегических решений в управлении сельским хозяйством. В ходе исследования представлены данные прогнозной стоимости основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции к 2035 году, дана характеристика модели «Сельское хозяйство 4.0». В целях проведения исследования стратегического управления в контексте регионального развития был принят качественный метод полуструктурированного интервью с агропредпринимателями субъектов Уральского федерального округа, имеющими опыт работы в агропромышленности более семи лет. Эмпирические результаты показали, что среди определяющих вводных менеджмента сельского хозяйства можно выделить: ход развития сельского хозяйства, единую бизнес сферу, правительственный курс, внешнюю и внутреннюю конкурентную борьбу участников рынка, логистические условия и зрелость заказчиков. Согласно выводам авторов, стратегическое управление региональным сельским хозяйством представляет собой связь элементов, позволяющих управлять развитием агропредприятий в долгосрочной перспективе, отвечая на вызовы внешней и внутренней среды посредством развития менеджмента. Авторы исследуют способы развития менеджмента агропредприятий в условиях новой реальности ХХI века, в условиях трансформации геополитической ситуации и интенсивных изменений, создавших новую реальность национальной продовольственной безопасности. Представленный в статье методологический подход к стратегическому управлению сельским хозяйством на мезоуровне описывает ответы управленцев сельского хозяйства на различные вызовы, на которые бизнесу приходится отвечать в сфере сельскохозяйственного бизнеса. В рамках данной работы авторам удалось исследовать менеджмент Российского регионального сельского хозяйства под новым углом посредством интервьюирования топ менеджмента ведущих участников рынка отрасли. Итоги исследования демонстрируют то, что ключевые игроки сельского хозяйства сфокусированы на поддержание высокой автономии сельского хозяйства. Авторами выделены три сценария, реализация которых вероятна в процессе трансформации аграрной отрасли.
В статье рассматриваются подходы и методы оценки сбалансированности региональных рынков труда. Автором предлагается авторская методика оценки сбалансированности региональных рынков труда в современных условиях. Анализируя показатели, отражающие, численность населения региона, находящихся за пределами трудоспособного возраста и занятости в производстве продукции в домашнем хозяйстве только для собственного конечного потребления в разрезе 85 субъектов за 2021 г. были выделены четыре группы регионов: трудодефицитных, трудообеспеченных, трудоизбыточных, несоответствующие по структуре спроса и предложения по структуре и объему. Автором сформулирован вывод о том, что распределение регионов по сбалансированности региональных рынков труда значительное влияние оказывает теневая занятость, что с одной стороны не позволяет получить объективную оценку, а, с другой – приводит к потерям от недоиспользования трудовых ресурсов региона в реальном секторе экономики региона.
В статье рассмотрены основные аспекты экономического развития Республики Башкортостан в период руководства регионом М.Г Рахимова. В республике в 1990-х годах удалось создать модель экономики, которая отвечала рыночным отношениям. Так, за период 1994-2010 гг. наблюдалась положительная динамика показателей, характеризующих экономическое развитие региона: индекс промышленного производства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению и др. Республика сохраняла свои позиции в первой десятке субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям: валовый региональный продукт, инвестициям в основной капитал и др. В регионе были модернизированы системообразующие предприятия, созданы новые мощности в топливно-энергетической, машиностроительной и других отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. В 2000-х гг. в экономике РБ усилилась роль субъектов малого предпринимательства, которые вносили заметный вклад во внутренний региональный продукт, в доходную часть бюджета региона, в общее количество предприятий и организаций, обеспечивающих занятость части экономически активного населения региона. Также в республике с 1999 года начала увеличиваться доля прибыльных крупных и средних предприятий. С 2003 года регион по значению показателя входил в десятку лучших регионов Российской Федерации. Таким образом, несмотря на трудности переходного периода связанных с рыночными преобразованиями экономики, с начала 2000-х годов в РБ наблюдался экономический подъем, что сопровождалось не только ростом объемов производства, но и повышением инвестиционной активности в регионе, снижением темпов инфляции, значительным улучшением ситуации на рынке труда, увеличением потребительского спроса, повышением уровня и качества жизни населения.
В современных условиях усилилась конкуренция на глобальных и региональных рынках, а также беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада на российскую экономику. За последний год несколько снизилась продовольственная безопасность России. В этих условиях ключевую роль в функционировании сельского хозяйства, его устойчивом развитии играет цифровая трансформация аграрной сферы, цифровизация производственных и бизнес-процессов. Анализ национального и международного опыта применения эффективных цифровых технологий в сельском хозяйстве позволяет выделить основные из них: точное земледелие, беспилотные летательные аппараты, беспилотные транспортные средства, облачные сервисы и технологии, большие данные, цифровые платформы и др. Значительная роль в этом отводится государственной поддержке со стороны органов системы государственного управления всех уровней Российской Федерации, а также международным организациям, прежде всего Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Вместе с тем внедрение современных цифровых технологий в отечественный аграрный сектор существенно сдерживают некоторые объективные и субъективные факторы: низкая IT-грамотность и информированность о современных технологиях работников аграрной сферы, кадровый дефицит в аграрном секторе экономики. трудности с получением субсидий на приобретение и внедрение цифровых технологий и другие. Это требует устранения или минимизации влияния данных негативных факторов, активизации деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов по внедрению современных цифровых технологий в организации сельского хозяйства.
В Республике Башкортостан наблюдаются схожие экономические и социальные процессы, как и в большинстве регионов России. Вклад личных подсобных хозяйств в развитие отрасли сельского хозяйства за период с 2015 по 2022 гг. в Республике Башкортостан уменьшился с 51,2 до 37,2%. Это объясняется, в первую очередь демографическими процессами, а именно, преобладанием в селах жителей в старше трудоспособном возрасте. В общем объеме валовой продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами Республики Башкортостан, наибольший удельный вес принадлежит продукции животноводства, его удельный вес за период с 2015 по 2022 гг. возрос с 67,3 до 69,2%; удельный вес продукции растениеводства личных подсобных хозяйств уменьшился с 32,7 до 30,8%. Общий удельный вес посевных площадей хозяйств населения, в процентах от хозяйств всех категорий уменьшился с 3,5 до 3%, т.е. на 0,5 п.п. Площадь пашни в хозяйствах населения увеличилась с 124,7 до 129,7 тыс.га. Однако общий размер посевных площадей в хозяйствах населения Республики Башкортостан сократился с 106,5 до 86,6 тыс.га, темп снижения составил 18,7%. В составе посевных площадей наибольшая площадь принадлежит картофелю и овощебахчевым культурам, однако ее размер в анализируемой динамике также уменьшился с 69,2 до 48,9 тыс.га, т.е. на 29,3%. Размер посевных площадей кормовых культур в хозяйствах населения Республики Башкортостан уменьшился незначительно: с 37,1 до 36,6 тыс.га, при этом доля посевных площадей, засеянных кормовыми культурами в хозяйствах населения, увеличилась с 4 до 6%. Личные подсобные хозяйства производят наибольшее количество картофеля в регионе. Доля посевных площадей, занятых картофелем и овощебахчевыми культурами в хозяйствах населения, увеличилась с 92,1 до 92,5%, т.е. на 0,4 п.п., а удельный вес картофеля, произведенного населением, возрос с 92,4 до 93,6%. Хозяйствами населения активно производится мед, его удельный вес за анализируемый период увеличился с 82,8 до 88%. Удельный вес произведенных населением овощей, увеличился с 62,8 до 70,9%. Удельный вес молока, произведенного в ЛПХ, уменьшился с 60,5 до 52,2%. Удельный вес мяса уменьшился с 60,2 до 33,3%. Удельный вес яиц уменьшился с 24,5 до 15,9%. Согласно проведенным нами расчетам, производительность труда в расчете на одну семью в составе одного личного подсобного хозяйства в среднем в год составляет 125,3 – 152,1 тыс.руб., темп ее роста за период с 2015 по 2022 г. составил 24,4%. Размер валовой продукции в расчете на один гектар в среднем увеличился с 414,3 тыс.руб. в 2015 г. до 492,1 тыс.руб. в 2022 г., т.е. на 3,3%. Размер валовой продукции в расчете на одну сотку земли в личных подсобных хозяйствах в среднем увеличился с 4,2 до 4,9 тыс.руб. Следует признать, что с учетом существующих инфляционных процессов, в среднем если принять равными за 10% в год, темп роста производительности труда в 24,4% является относительно невысоким, а выручка как в расчете на один гектар, так и в расчете на одну сотку земли является невысокой. Причиной этому является, в первую очередь, низкий уровень товарности продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами населения, а также ориентир на продовольственное самообеспечение. Основной возрастной состав личных подсобных хозяйств, как правило, представляют лица в старше трудоспособном возрасте, чей уровень здоровья и высокая доля ручного труда не позволяют демонстрировать высокоинтенсивные экономические показатели.
Статья рассматривает актуальную проблему применения методов оценки вероятности потенциального банкротства предприятия и анализа их результатов. Авторы исследуют проблемы использования различных методов для оценки финансового состояния, разработанных как отечественными учеными-экономистами, так и их зарубежными коллегами. В начале статьи рассматривается актуальность проведения анализа рисков потенциального банкротства на систематической основе. Проводится анализ применения различных методик оценки вероятности банкротства на конкретном предприятии. В заключительной части статьи авторами выявлены несколько негативных факторов предприятия, которые могут привести его в будущем к кризисному состоянию, предложены пути их преодоления. В целом, статья представляет собой комплексный анализ применения методов оценки вероятности потенциального банкротства предприятия. Анализ деятельности ООО «Стройпласт» показал, что большую часть в активах занимают оборотные активы (дебиторская задолженность), наименьшую - налог на добавленную стоимость (по приобретенным ценностям). Наибольшую долю в пассивах занимают краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность), наименьшую долю занимают долгосрочные обязательства (отложенные налоговые обязательства). При проведении горизонтального анализа баланса ООО «Стройпласт» выявлены большие отклонения по показателям: капитал и резервы резко возросли, уменьшились оборотные активы, в основном за счет уменьшения запасов, внеоборотные активы не изменились.
Производительность труда в сельском хозяйстве зависима от множества внутренних и внешних факторов: от изменения численности и состава трудовых ресурсов, от количественных и качественных характеристик сельскохозяйственной техники и других факторов. В Свердловской области численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, согласно данным официальной статистики, за период с 2018 по 2022 гг. уменьшалась на 14%, составив 25,2 тыс.чел.; в Курганской области – на 12%, составив 27,2 тыс.чел. Количество тракторов в сельскохозяйственных организациях Свердловской области за период с 2018 по 2022 гг. почти не изменилось, составив 3637 ед. в 2022 г., в Курганской области уменьшилось на 4,7%, составив 1767 ед. в 2022 г. Сравнительный анализ уровня потребления основных продуктов питания в Свердловской и Курганской областях показал, что в 2022 г. объемы потребления некоторых продуктов в Свердловской области были больше, чем в Курганской области: по растительному маслу – на 41,6%, по яйцам – на 17,2%, по мясу – на 15,2%, по хлебным продуктам – на 12,7%, по картофелю – на 3,3%, по молоку – на 0,8%. В Свердловской области за последние пять лет потребление мяса и мясных продуктов населением уменьшилось на 3,8%, сахара – на 10,3%, картофеля – на 6,1%, овощей – на 5%, фруктов – на 3,9%, растительного масла – на 3%, яиц – на 1,6%. В Курганской области снижение объемов потребления мяса и мясных продуктов составило 4,3%, сахара – 2,8%, растительного масла – 4,2%, хлебных продуктов – 2,7%. Увеличение объемов потребления основных продуктов питания в Курганской области отмечалось по фруктам – на 17,4%, яйцам – на 6%, овощам – на 4,9%, картофелю – составил 1,1%. В Свердловской области уровень производительности труда в сельском хозяйстве в исследуемой динамике возрос с 2899,6 до 5053,8 тыс.руб. в расчете на одного работающего в отрасли, темп роста составил 73,8%. В Курганской области уровень производительности труда за анализируемый период возрос с 1278,7 до 2633 тыс.руб. в расчете на одного работающего в отрасли, темп роста составил 2,1 раза. Несмотря на более высокий темп роста производительности труда в Курганской области в сравнении со Свердловской, превышение уровня производительности труда в Свердловской области в сравнении с Курганской областью в 2018 г. составило 2,3 раза, в 2022 г. – 92,7%. Вопросы повышения производительности труда имеют стратегическое важное значение не только для обеспечения продовольственной безопасности, но и для нивелирования последствий сокращения численности трудовых ресурсов в отрасли, а также результатов процессов урбанизации.
Строительная отрасль Республики Башкортостан в последние годы демонстрирует высокие темпы своего развития. По показателю выполненных строительных работ Республика Башкортостан по итогам 2022 г. заняла 11 место в стране и третье место в Приволжском федеральном округе. Объем выполненных строительных работ по итогам 2022 г. составил 303,8 млрд.руб., темп прироста к уровню 2021 г. составил 6,3%. Уровень инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Башкортостан за период с 2010 по 2022 гг. вырос с 37,7 до 125,4 тыс.руб. В общероссийском масштабе уровень инвестиций в основной капитал региона поднялся с 52 места в 2010 г. до 42 места в 2022 г. (на 10 позиций). Суммарно за период с 2010 по 2022 гг. в республике было введено дошкольных образовательных организаций на 25762 ученических мест; жилья – всего на 32512,3 тыс.кв.метров; суммарно построено больничных организаций на 2900 больничных коек, а также амбулаторно-поликлинических учреждений – на 5681 посещений в смену. Количество учреждений клубного типа за период с 2010 по 2022 г. было построено на 4716 мест. В 2022 г. производительность труда в строительстве составила 5185 млн.руб. на одного работника. Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу строительных организаций возросла с 27,9 до 46,4 тыс.руб., темп ее прироста составил 66,4%. На развитие строительства влияет множество самых разнообразных факторов, в том числе финансовые ресурсы, деловая репутация застройщиков, экономическая безопасность инвестиционно-строительных проектов, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, уровень производительности труда, безопасность условий труда, применение энергоэффективных технологий строительства, автоматизация и механизация производственных процессов в строительстве, совокупный платежеспособный спрос на жилье и уровень доходов населения, близлежащее наличие сырья для производства строительных материалов, уровень технической оснащенности отрасли, степень износа строительной техники и оборудования и ряд других.
Статья рассматривает актуальную проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров в строительной отрасли республики Башкортостан. Авторы исследуют причины и последствия данного явления, а также предлагают возможные пути решения этой проблемы. В начале статьи рассматривается текущая ситуация, связанная с недостатком специалистов в строительной отрасли Башкортостана. Основные причины дефицита квалифицированных рабочих кадров идентифицируются как низкая привлекательность отрасли для молодежи, недостаточное количество образовательных учреждений, предлагающих специализированное обучение, и высокая текучесть кадров. Проводится анализ последствий дефицита квалифицированных рабочих кадров в строительстве. Они указывают на задержки в выполнении проектов, рост стоимости работ, снижение качества и безопасности строительства. Данные последствия оказывают негативное влияние на развитие экономики региона и ухудшение жизни жителей республики Башкортостан. В заключительной части статьи авторы предлагают несколько подходов для решения проблематики дефицита квалифицированных рабочих кадров. В целом, статья представляет собой комплексный анализ проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров в строительной отрасли республики Башкортостан. Она формулирует необходимость разработки и внедрения мер, направленных на преодоление этой проблемы и обеспечение устойчивого развития отрасли и всего региона.
В статье изложены некоторые результаты научного исследования, посвящённого возможностям инкорпорации концепции социальной экономики в отечественную сельскую среду. Актуальность исследования обоснована тем, что в условиях вызовов и угроз биологического, климатического, геополитического и иного характера, имеющих место в настоящее время, расширяется спектр социальных и экологических задач, подлежащих решению в границах сельских территорий наряду с сугубо экономическими проблемами и сложностями. К основным аспектам, подлежащим изучению, отнесены, во-первых, возможности социальной экономики предоставить местным сообществам институциональные инструменты для оптимального использования своих активов и ресурсов, во-вторых, миссия и роль организаций социальной экономики, выполняемые ими непосредственно в сельском пространстве, в-третьих, возможные формы организации деятельности социальных предприятий на селе с учётом опыта их функционирования в тех или иных странах мира. Как итог, научному сообществу для обсуждения и оценки значимости предложен ряд важных выводов. Первый из них касается возможностей социальных предприятий замещать государство в выполнении ряда важных социальных и экологических функций, что имеет значение в эпоху значимых флуктуаций среды. Второй верифицирован в ходе тестирования гипотезы о соответствии организационной формы социальных предприятий определённым социально-экономическим и институциональным условиям и заключается в том, что импортированные модели социальных предприятий могут быть эффективными лишь при их органичной встроенности в местный контекст. Не менее важны результаты, связанные с оценкой роли социальных предприятий в поддержке сельского развития и, особенно, в расширении возможностей использования для этого местного потенциала. К важному научному обобщению, полученному в процессе исследовательской
работы, следует отнести и утверждение о том, что социальные предприятия, осуществляющие деятельность на селе в различных их формах (от самых простых до сложных), имеют право на существование благодаря своей адаптивности к проблемам сельского населения, гибкости в организационном устройстве, согласованности с целями устойчивого развития. Следствием полученных заключений является необходимость создания условий (социально- экономических, институциональных, культурных) для развития на селе современных форм социальных предприятий, в том числе кооперативов, как наиболее ярких их представителей, продемонстрировавших высокую результативность в поставке социальных услуг и выполнении экосистемных функций в экстремальных для сельских территорий условиях. Научная достоверность сформулированных выводов обусловлена адекватностью применяемой методологии (современная теория социальной экономики), широтой охвата изучаемых практик и мирового опыта (примеры развития социальных предприятий в Российской Федерации, в странах Европы, Азии, Африки), новизной исследовательских методов (ретроспективный, компаративный, дискурсивный, компонентный).
В условиях глобального тренда на устойчивое развитие возрастает актуальность внедрения ESG моделей (экологическая, социальная и корпоративное управление) в российских регионах. В статье на примере Республики Башкортостан анализируются основные направления, тенденции и перспективы ESG-трансформации региона. Цель данной работы направлен на рост эко-территорий и развитие научно-обоснованных перспектив развития, оценки потенциала и внедрения принципов ESG в Башкортостане. Предмет исследования - конкретные меры и инициативы региона в сфере экологии, социальной политики и управления. В работе отмечаются позитивные тенденции развития “зеленой” энергетики, экологизации промышленности, интереса бизнеса к ESG. Вместе с тем существуют проблемы интеграции ESG в социальную сферу, низкие ESG-рейтинги. Методы логического и сравнительно анализа применения отдельных элеметнов ESG – политики на региональном уровне, в том числе в РБ способствуют повышению интересов субъектов Россиской Федерации к ESG – трансформации экономики и реализации насущных экономических проблем. Имеющиеся региональные диспропорции в реализации ESG политики на региональном уровне могут негативно сказаться на объеме привлекаемых инвестиций в регион, в связи с этим перспективным направлением могут стать пути сглаживания такого неравномерного развития и поиск инструментов привлечения инвесторов с учетом реализации ESG – принципов. ESG – трансформация экономики способствует созданию для органов государственного управления, определяющие новые пути социально-экономического развития региона, а также, условия для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности и привлечение инвестиций в целях внедрения ESG – факторов. Сделан вывод о необходимости масштабирования успешного опыта на все области для устойчивого развития Башкортостана.
В статье рассмотрены основные аспекты инвестиционной политики Республики Башкортостан в период руководства регионом М.Г. Рахимова. Начиная с 1999 года в Республики Башкортостан наметились позитивные тенденции роста темпов инвестирования. Привлечению инвестиций в регион способствовало становление г. Уфы, как одного из центров банковского бизнеса в стране. Одним из факторов, который также привлекал внимание инвесторов к экономике Башкортостана, явилось создание и активная общественная деятельность корпоративных организаций регионального бизнеса. В целом, во второй половине 1990-х – 2000-х гг. в республике были модернизированы системообразующие предприятия, созданы новые мощности в топливно-энергетической, машиностроительной и других отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Реализованы крупные инвестиционные проекты, укрепившие научно-технический потенциал республики и страны, появились новые крупные предприятия: В начале 2000-х гг. в республике одновременно строились около 50 социально-значимых объектов. Наиболее крупными юбилейными объектами, стали международный аэропорт, железнодорожный вокзальный комплекс станции “Уфа”, ипподром “Акбузат”, Дом дружбы народов, универсальный ледовый дворец “Уфа-Арена”. Значимым событием для республики стало строительство конгресс-холл «Торатау» в центре Уфы, где и по сей день регулярно проводятся крупные политические и культурные мероприятия. Таким образом, за период руководства республикой М.Г. Рахимова, были модернизированы системообразующие предприятия, созданы новые мощности в топливно-энергетической, машиностроительной и других отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.
В России, как и в других странах, рынок органической продукции, выращенной или изготовленной без применения синтетических пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков, гормонов роста и прочего, является в настоящее время одним из самых динамично развивающихся. По оценкам экспертов ОАО «Россельхозбанк» к 2024 году глобальный рынок органических продуктов и напитков, в основном производимых малыми формами хозяйствования, достигнет 324 млрд долларов. В этом секторе большой потенциал в регионах РФ, в том числе в Республике Башкортостан, имеет производство специфичных национальных, этнических продуктов питания. Сейчас целесообразна сертификация натуральных продуктов питания как по стандартам органик-контроля, так и некоторых, производимых по уникальным национальным рецептам и технологиям, по стандартам системы «Халяль» и «Кашрут». В рамках данной статьи обосновывается необходимость сертификации, патентования и брендирования этнических продуктов питания (талкан, корот, казылык, кумыс, буза и др.), характерных для башкир и других народов, проживающих в Республике Башкортостан. Это будет способствовать сохранению и возрождению на рыночной основе технологий их производства, традиций и обычаев народов региона, что, в свою очередь, должно активизировать предпринимательскую деятельность из-за повышения спроса на этническую продукцию, гастрономические и этнотуры, стимулировать открытие новых предприятий, турфирм, этнических кафе и ресторанов.
Уровень производительности труда во многом может зависеть от степени автоматизации и механизации трудовых процессов, от уровня обновления основных производственных фондов и от степени физического, а также морального износа оборудования. Наиболее высокий уровень производительности труда в 2022 г. в Республике Башкортостан отмечался в сфере добычи полезных ископаемых – 21301,8 тыс.руб./чел.; затем в обрабатывающих производствах – 4050,6 тыс.руб./чел.; в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – 3953,1 тыс.руб./чел.; в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – отмечен ее самый наименьший уровень – 1307,4 тыс.руб./чел. Разница между максимальным и минимальным уровнем производительности труда среди ключевых отраслей промышленности составила 16,3 раза. Рост числа занятых отмечался в сфере добычи полезных ископаемых – на 1,6%, составив 37,6 тыс.чел. Установлено, что рост производительности труда на предприятиях промышленности сдерживают такие факторы, как: недостаток собственных средств для инвестиций; старение основных производственных фондов; низкий уровень квалификации работников; отсутствие доступа к новым технологиям; ограниченные возможности для экспорта производимой продукции и некоторые другие. Ключевыми факторами роста производительности труда являются: развитие инновационной деятельности; увеличение доли затрат на научные исследования и разработки; применение цифровых технологий; доступ к сети Интернет; использование локальных компьютерных сетей; субсидии на развитие информационно-коммуникационных технологий; использование в процессе производства вычислительной техники; рост инвестиций в основной капитал; повышение квалификации сотрудников; повышение среднегодовой численности занятых; снижение числа безработных; снижение потерь рабочего времени; повышение темпов роста оплаты труда; укрепление здоровья трудовых ресурсов и предупреждение профессиональных заболеваний; развитие экспортного потенциала и новых каналов реализации производимой продукции и другие.
Издательство
- Издательство
- АН РБ
- Регион
- Россия, Уфа
- Почтовый адрес
- 450008, г. Уфа, ул. Кирова, 15
- Юр. адрес
- 450008, г. Уфа, ул. Кирова, 15
- ФИО
- Рамазанов Камиль Нуруллаевич (Президент)
- E-mail адрес
- priemnaya.anrb@bashkortostan.ru
- Контактный телефон
- +7 (347) 2727847
- Сайт
- https://www.anrb.ru/