Архив статей журнала
Питание в школе важно для здоровья и обучения детей, воспитания привычек здорового питания. Эффективная организация питания должна быть нацелена не только на удовлетворение потребности в питательных веществах тех, кто питается в школе, но и на обеспечение доступности питания, на востребованность школьного меню, минимизацию пищевых отходов. В данной работе приведены подходы к управлению школьным питанием, его финансированию в разных странах мира и регионах России. Выявлено, что проблемы в школьном питании схожи во многих странах мира и регионах России: уровень финансирования, востребованность школьной еды, невысокая удовлетворенность школьной едой, рост пищевых отходов, необходимость бесплатного питания для многих категорий детей. На примере Республики Башкортостан показаны объем финансирования школьного питания относительно бюджета региона, на основе данных социологических опросов, проведенных в ИСИ АН РБ, показана связь между доходами семьи, наличием двух или одного родителя и удовлетворённостью питанием в школе. Обсуждаются меры по повышению качества питания в школах региона на примере опыта Финляндии и с учетом пожеланий, высказанных родителями в ходе социологических опросов.
Актуальность заявленной темы определяется необходимостью снижения уровня заболеваемости вследствие некачественного и нездорового питания. В целях повышения здоровья населения государство регулирует систему школьного питания, тем не менее на пищевые предпочтения детей оказывают влияние множество факторов, в том числе семейная модель питания. Представлены результаты социологического исследования по оценке распространенности привычек здорового питания в семьях школьников Республики Башкортостан. Выявлено, что привычки здорового питания в том или ином объеме распространены среди 90 % участвовавших в опросе родителей. Наиболее распространенными привычками для всех респондентов являются выбор здорового способа приготовления пищи и употребление овощей и зелени. Однако характер и диапазон выбираемых привычек имеет свои особенности в группах с разным семейным доходом. С увеличением размера дохода для респондентов свойственно более внимательно относится к составу продуктов, ограничивать или исключать определенную еду (полуфабрикаты, колбасные изделия, фаст-фуд, сахар). Результаты исследования демонстрируют, что вероятность следования принципам здорового питания в систематическом режиме повышается с ростом уровня дохода семьи. В таких условиях роль общеобразовательной организации особенно важна, так как она способна, с одной стороны, обеспечить доступность сбалансированного и здорового питания школьникам независимо от уровня доходов их семьи, а с другой – научить не только самих детей, но и их родителей доступным принципам здорового питания.