Архив статей журнала
В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования - выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов - хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.
Цель настоящего исследования - выявить основные направления, которым следовало изобразительное искусство Австро-Венгрии рубежа XIX-XX вв. в области изображения обнаженного человеческого тела. Для этого было проанализировано множество работ австро-венгерских мастеров (Г. Климт, К. Мозер, О. Кокошка, Ф. фон Байрос, М. Либерман и др.), творивших в указанный период, на основе коллекций музеев города Вены, а также электронных коллекций и каталогов других зарубежных музеев. В ходе анализа были выявлены три основные тенденции в теме изображения наготы: идеализация, характерная для консервативного искусства; противоположный ей натурализм, встречающийся у более прогрессивных художников; и эротизм, который совмещает в себе баланс между двумя вышеуказанными полюсами, в противном случае произведение теряет свой эротизированный заряд. Хотя изображения наготы часто являются предметом искусствоведческого анализа, разработанная для данного исследования трёхчастная классификация представляется новой и продуктивной формой изучения настоящей темы.