Архив статей журнала
Цель исследования - разработать типологию этнокультурных ресурсов Удмуртской Республики, которая формирует этнографическую туристскую среду республики. В статье описывается современное состояние развития этнокультурного облика Удмуртии через этнокультурные ресурсы, которые заложены в действующие туристические маршруты и проекты. Показаны механизмы реализации туристического потенциала территории, исходя из наличия конкретных объектов туристского интереса, которые в большей степени сосредоточены в сельской местности. Научная новизна исследования заключается в описании системы этнокультурных ресурсов Удмуртии на основе культурного наследия региона для создания целостной этнографической туристской среды. В результате исследования предложена типология, формирующая этнокультурный бренд идентичности республики.
Статья представляет собой первую часть исследования, в котором предпринята попытка фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества, причем в коллективных формах. Поэтому автор преимущественно приводит примеры из зрелищных форм художественной жизни, в частности театра. До определенного времени такой предмет фиксировали исключительно историки искусства, исследуя имеющиеся в истории искусства единичные факты. При этом их узкая специализация приводила к тому, что эмоциональная жизнь соотносилась исключительно с универсальными художественными стилями (готика, классицизм, барокко и т. д.). Никакой другой теории в этом смысле не существовало. Возникновение таких наук, как антропология и социальная психология, позволяет разрозненные факты, собранные искусствоведами, привести в систему. Приблизительно с ХIХ века, когда формируется массовое общество, эмоциональная жизнь начинает представать в формах, смысл которых свести к художественным стилям невозможно. Кроме того, причины сдвига в эмоциональной жизни, происходящего под воздействием урбанизации, связаны уже не только с художественными факторами. Однако же функционирование искусства они начинает заметно определять. Эти причины находятся вне искусства, но при этом на искусство влияют. Наблюдения над искусством позволяют осмыслять определенную логику в спадах и подъемах эмоциональной жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. Также причины этого находили и в биологии.
Цель исследования - прокомментировать первую часть «Заметок на полях нотной тетради» С. М. Слонимского, написанную автором в 2000 году. В статье публикуется и комментируется очерк «Мифы и реальность: о ложных репутациях». Узловой сюжет связан с нравственно-этическими вопросами в социуме композиторов. Научная новизна исследования определяется тем, что это первый комментарий очерка из личного архива композитора, ставший достоянием широкой читательской аудитории. В результате исследования установлено, что С. М. Слонимский был непримирим к проявлениям зла, зависти и предательства в композиторской среде и музыкально-педагогической деятельности.
Цель исследования - выявление жанровой специфики в музыкально-драматических иллюстрациях А. В. Чайковского (2023) к поэме «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова. В статье анализируются жанровые истоки данного произведения. В орбите исследования оказываются такие жанровые явления, как музыкально-драматические иллюстрации, водевиль, комедия, также рассматривается влияние оперного жанра. Сочинение современного композитора впервые становится объектом изучения, чем и обусловливается научная новизна. В результате исследования определяется влияние на произведение А. В. Чайковского литературного источника, поэмы М. Ю. Лермонтова. Однако акцентирование смехового дискурса, проявляемого в первую очередь посредством различных аллюзий, в особенности музыкального плана, приводит к жанровым метаморфозам в музыкально-драматических иллюстрациях: через комические характеристики постепенно проявляется драматическая сущность магистрального художественного образа произведения.
Цель исследования - определить способы описания национального голоса в 1920-е годы. При всех множественных функциях голоса, наиболее ярко таковой проявляется именно в пении, и, соответственно, по отношению к пению он проходит наибольшую теоретизацию среди музыкальных критиков. Тело советского певца маркируется через социальный класс, топос и этничность и наделяется множественными эмоционально окрашенными характеристиками. Безусловно, многие певцы того времени именно благодаря голосовым особенностям, часто маркируемым современниками этнической «природой», «натуральностью», с одной стороны, сформировали музыкальную моду на многие десятилетия, с другой же - подвергались преследованиям. Данное исследование будет посвящено анализу этих характеристик. Новизна работы определяется использованием подходов к голосу, характерных для культурных исследований и западной философии звука, идущей от работ Р. Барта, Ж. Деррида и М. Долара, применительно к проблемам и задачам сферы советологии. В результате исследования выделены несколько кластеров национальных голосов: первый из них - это еврейские, цыганские и малороссийские голоса, маркируемые преимущественно через классовую и политическую принадлежность. Второй же - это кавказские и среднеазиатские голоса, для науки и критики того времени, наоборот, имеющие чисто колониально-этнографические характеристики. Сделаны выводы о высоком уровне теоретизации и политическом понимании человеческого голоса в раннесоветское время.
Цель исследования - с помощью компаративного подхода выявить способы интерпретации художником по рекламе Кириллом Чудинским (рекламная кампания концерна Volkswagen AG 2008 г.) образного строя произведения Рене Магритта «Сын человеческий» и обнаружить основные средства репрезентации культурных смыслов произведения классической живописи в рекламном продукте. В статье рассмотрены особенности творческой интерпретации создателем рекламы образов живописного шедевра классика, а также различные средства художественной репрезентации (аллюзия, символ, аллегория, деперсонификация, антитеза, антропоморфизация), помогающие создать образ рекламной реальности. Научная новизна работы обусловлена тем, что компаративный подход к исследованию рекламного продукта (постера) позволяет дешифровать содержание культурного диалога современного художника с наследием прошлого; обнаружить эстетическую ценность произведения цифровой живописи; выявить аффективные приемы, используемые в процессе создания масспродукта и провоцирующие потребителя рекламы через обнаружение структур культурного текста воспринять опыт классического искусства. Кроме этого, изучаемый рекламный продукт 2008 г. концерна Volkswagen AG ранее не оказывался в центре внимания исследователей. В результате исследования установлено, что, во-первых, интерпретация образа центрального персонажа произведения Р. Магритта дает возможность художнику по рекламе создать героя своего времени, обличить его пороки, при этом вовлекая в интертекстуальный диалог и зрителя. Во-вторых, предлагая свои композиционные решения в постере, К. Чудинский в некоторой степени провоцирует зрителя, иронизируя над подчиненностью современного человека миру вещей и одновременно побуждая его с помощью рекламы приобрести вещь - товар. В-третьих, трансформируя образы неба, моря, человека, являющиеся символическими на полотне бельгийского сюрреалиста, К. Чудинский, с одной стороны, актуализирует реальность рекламного продукта, с другой - инспирирует реципиенту мысль о том, что он станет частью этой реальности в тот момент, как приобретет товар. В-четвертых, интеллектуальная игра создателя рекламы с реципиентом с помощью произведения искусства побуждает потребителя дешифровать культурный текст, т. е. осуществлять когнитивную деятельность, опираясь на знания, ассоциации и память.
Словенскую народную музыку отличает разнообразие, обусловленное различными историческими и географическими влияниями, которые проявляются как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Словенская народная музыка играет важную роль в дошкольном возрасте. Воспитатели и учителя часто используют народные песни и музыку как средство для стимулирования развития ребенка, обучения языку, совершенствования музыкального слуха и социальных навыков. Теоретическая часть исследования, основанная на работах Д. Кунавера и М. Терсеглава, подчеркивает важность народной музыки в отражении и сохранении культурного наследия. Для этого мы хотели познакомить детей с одним из словенских регионов и научить их самому известному танцу этого региона. Целью исследования было обосновать возможность использования выбранных музыкальных методов обучения дошкольников для подготовки детей к самостоятельному выступлению перед родителями, включающему пение и танцы. Каждый метод был выбран на основе его теоретической значимости для содействия различным аспектам развития ребенка, таким как овладение языком, социальными навыками и моторным развитием. Также мы поставили перед собой следующую цель: через все шесть учебных направлений дошкольного образования (спорт, язык, искусство, общество, природа и математика) дети должны были обучаться танцу и развиваться во всех направлениях, которые подробно описаны в статье. В работе мы хотели проверить, насколько быстро дети учатся песне и танцу при выбранном методическом процессе, обучение проводилось с марта по май 2024 года. В эмпирической части статьи описывается и анализируется методический процесс изучения словенской народной песни «Лепа Анка коло води» с дошкольниками 5 лет. После реализации практического исследования мы обнаружили, что обучение по выбранному методическому процессу происходит значительно быстрее и эффективнее, он экономичен и требует гораздо большей подготовки от учителя, потому что работа более структурирована, так как мы делали упор на то, чтобы уроки проводились не фронтально, а так, чтобы дети большую часть времени были активны, а не в пассивной роли. В результате было доказано, что с помощью народной музыки дети успешно знакомятся с культурным наследием своей страны, учат тексты песен и развивают ритмические и мелодические способности. Народные песни часто включают элементы народных танцев, что позволяет детям изучать основные танцевальные шаги и одновременно развивать моторные навыки. Весь опыт дошкольников с народной музыкой можно рассматривать как важную часть культурного воспитания, способствующего формированию их идентичности и принадлежности к своей культуре. Научная новизна данного исследования заключается в изучении интеграции словенской народной музыки в раннее детское образование, в частности в фокусе на том, как современные педагогические методы, такие как использование игры, творчества и современных технологий, могут улучшить процесс обучения детей дошкольного возраста. В исследовании дается новое представление об эффективности этих подходов в обучении традиционным народным песням и танцам, демонстрируется их потенциал для ускорения развития ритмических и мелодических навыков. Кроме того, в работе подчеркивается роль этих инновационных методов обучения в сохранении культурного наследия и формировании сильной культурной идентичности у маленьких детей, тем самым вносится вклад в более широкую область культурного образования и развития детей раннего возраста.
Цель исследования - обосновать тезис о том, что литературное творчество Л. Добычина - писателя 20-30-х годов XX века - во многих своих проявлениях может быть интерпретировано в терминах постмодернистской эстетики и соотнесено с ее основными принципами. В статье рассмотрены основополагающие принципы эстетики постмодерна и проанализированы формы и способы их реализации в прозе Л. Добычина. Научная новизна работы заключается в том, что автор попытался преодолеть противоречивость подходов и оценок творчества писателя со стороны исследователей, рассматривая результаты его литературной деятельности с позиций общих оснований постмодернистской философии и культуры. В результате исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на общепринятое мнение о принадлежности Л. Добычина к представителям русского авангарда, его творчество «преодолевает» пределы модернистской парадигмы и во многих своих проявлениях реализует принципы эстетики, сложившейся к концу XX столетия.
Цель исследования - изучение развития музыкальной журналистики и критики в региональном аспекте, а именно в Башкирии, конкретно - в Уфе в 1948 году на примере официального главного печатного издания «Красная Башкирия». В середине XX века газета «Красная Башкирия» являлась главным официальным печатным изданием Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. На её страницах освещался широкий круг тем, включая различные культурные события Уфы и других городов республики. Кроме того, подобно множеству газет Советского Союза, должное внимание в ней уделялось политическим вопросам, касающимся всей страны в целом. Так, данное издание не обошло вниманием и антиформалистическую кампанию 1948 года, непосредственно связанную с Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованным в газете «Правда» 10 февраля 1948 года. Безусловно, названный исторический документ оказал значительное влияние на характер публикуемых музыкально-критических материалов, а именно их тематику, обращение к определённым жанрам, авторство, стиль и даже количество. Исследованию данной проблемы на примере одного из печатных изданий Башкирии посвящена настоящая статья. Приоритет в анализе отдан изучению и оценке архивных документов Союза композиторов Башкирской АССР, а также текстам музыкально-критических материалов, вышедшим в газете «Красная Башкирия» в 1948 году.
Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
Работа является второй частью публикации: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th – the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В предыдущей части публикации был охвачен период перехода от Раннего Возрождения к Проторенессансу. В данной части эссе раскрываются особенности утверждения стиля ренессанс, кульминация которого пришлась на конец XV – начало XVI века. Данный этап справедливо обозначен как Высокое Возрождение – время создания шедевров Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера. В ходе обзора ключевых артефактов Возрождения (от литературы и музыки до живописи и скульптуры) автор обосновывает огромное значение данной эпохи, по праву «золотого века» искусства, для последующего развития европейской художественной культуры.
В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования - выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов - хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.