Цель исследования - прокомментировать первую часть «Заметок на полях нотной тетради» С. М. Слонимского, написанную автором в 2000 году. В статье публикуется и комментируется очерк «Мифы и реальность: о ложных репутациях». Узловой сюжет связан с нравственно-этическими вопросами в социуме композиторов. Научная новизна исследования определяется тем, что это первый комментарий очерка из личного архива композитора, ставший достоянием широкой читательской аудитории. В результате исследования установлено, что С. М. Слонимский был непримирим к проявлениям зла, зависти и предательства в композиторской среде и музыкально-педагогической деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования сопряжена с потребностью представить позицию композитора-публициста в качестве определяющего вектора развития современного классического музыкального искусства и музыкальной педагогики. Автором поднимаются проблемы морально-этического порядка, вопросы человеческой совести.
Список литературы
- Антология русского романса ХХ века. Поэзия А. Блока в творчестве Н. Мясковского, В. Щербачева, М. Гнесина. Для голоса и фортепиано / ред.-сост. Р. Н. Слонимская. СПб.: Композитор СПб., 2007.
- Гладкова О. И. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. СПб.: Музыка, 2005.
- Денисов Э. “Tod ist ein langer Schlaf”. Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром. М.: Сов. композитор, 1986.
- Денисов Э. В. “Итальянские песни” для сопрано, скрипки, флейты, валторны и клавесина на стихи Александра Блока (в 4 частях). Будапешт: Muzsika, 1973.
- Денисов Э. Камерная симфония № 1 (в 3 частях). Париж: Le Chant du monde, 1983.
- Денисов Э. Камерная симфония № 2. Париж: Le Chant di Monde, 1994.
- Денисов Э. Пьесы для камерных ансамблей. М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 5.
- Денисов Э. Симфония № 2 для большого оркестра (в 2 частях). Париж: Leduc, 1998.
- Денисов Э. Симфония для двух струнных оркестров и ударных (в 3 частях). М.: Советский композитор, 1974.
-
Каверин В. А. Эпилог. Мемуары // Нева. 1989. № 8.
-
Лунц Л. Вне закона. Пьесы. Рассказы. Статьи / вступ. ст. С. Слонимского. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб.: Композитор, 2003.
-
Мейлах Б. С. Литературоведение // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1967. Т. 4.
-
Мелихов А. С кем протекли его боренья? // Литературная газета. 2022. № 31 (6845).
-
Николай Метнер. Незабытые мотивы: к 140-летию композитора: сб. ст. и материалов / Моск. консерватория им. П. И. Чайковского, кафедра истории русской музыки; ред.-сост. Е. Б. Долинская; отв. ред. М. Г. Валитова. М.: Моск. консерватория, 2021.
-
Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. М.: Сов. композитор, 1978. Т. 1 / сост.-ред., автор вступ. ст., комм. указателей З. А. Апетян.
-
Слонимская Р. Н. Чувство пути. Композитор Владимир Щербачев. Монографический сб. СПб.: Композитор СПб., 2006.
-
Слонимский С. М. "Один день жизни". Кантата для 4-х солистов, хора и камерного ансамбля. На тексты "Главы о тысяче" Дхаммапады / пер. с индийского В. Топорова (1998); посвящена А. Шнитке, институту и колледжу его имени. СПб.: Композитор, 2001.
-
Слонимский С. М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. СПб.: Композитор, 2000. EDN: WDIYVB
-
Слонимский С. М. Письмо в редакцию. Нева. 1990. № 8.
-
Слонимский С. М. Трио Lamento furioso. Для кларнета, скрипки и фортепиано (1997) памяти Э. Денисова. СПб.: Композитор, 2002a.
-
Слонимский С. М. Трио. Для скрипки, виолончели и фортепиано. СПб.: Композитор, 2002b.
-
Слонимский С. М. Чёрный PR посмертно не допустим! // Независимая газета. 2003. 5 июня. № 19.
-
Тихомиров А. Зовите меня "Гага" // Сайт композитора А. Тихомирова. 2019a. https://tikhomirov-music.com/press/publications/call_me_gaga_ustvolskaya.
-
Тихомиров А. По направлению к "сути" // Музыкальная академия. 2019b. № 3 (767).
-
Томашевский Б. В. Писатель и книга: очерк текстологии. М.: Прибой, 1928.
-
Щербачев В. В. Статьи, материалы, письма / сост. Р. Н. Слонимская; ред. А. Н. Крюков. Л.: Сов. композитор, 1985.
-
Эдисон Денисов и Сергей Слонимский: переписка (1962-1986) / публикация Е. Купровской и Р. Слонимской; коммент. к письмам Э. Денисова Е. Купровской и А. Вульфсона, к письмам С. Слонимского С. Слонимского и А. Вульфсона; предисловие С. Слонимского. СПб.: Композитор СПб., 2017.
-
Эйхенбаум Б. М. Основы текстологии // Редактор и книга: сб. статей. М.: Искусство, 1962. Вып. 3.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - разработать типологию этнокультурных ресурсов Удмуртской Республики, которая формирует этнографическую туристскую среду республики. В статье описывается современное состояние развития этнокультурного облика Удмуртии через этнокультурные ресурсы, которые заложены в действующие туристические маршруты и проекты. Показаны механизмы реализации туристического потенциала территории, исходя из наличия конкретных объектов туристского интереса, которые в большей степени сосредоточены в сельской местности. Научная новизна исследования заключается в описании системы этнокультурных ресурсов Удмуртии на основе культурного наследия региона для создания целостной этнографической туристской среды. В результате исследования предложена типология, формирующая этнокультурный бренд идентичности республики.
Статья представляет собой первую часть исследования, в котором предпринята попытка фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества, причем в коллективных формах. Поэтому автор преимущественно приводит примеры из зрелищных форм художественной жизни, в частности театра. До определенного времени такой предмет фиксировали исключительно историки искусства, исследуя имеющиеся в истории искусства единичные факты. При этом их узкая специализация приводила к тому, что эмоциональная жизнь соотносилась исключительно с универсальными художественными стилями (готика, классицизм, барокко и т. д.). Никакой другой теории в этом смысле не существовало. Возникновение таких наук, как антропология и социальная психология, позволяет разрозненные факты, собранные искусствоведами, привести в систему. Приблизительно с ХIХ века, когда формируется массовое общество, эмоциональная жизнь начинает представать в формах, смысл которых свести к художественным стилям невозможно. Кроме того, причины сдвига в эмоциональной жизни, происходящего под воздействием урбанизации, связаны уже не только с художественными факторами. Однако же функционирование искусства они начинает заметно определять. Эти причины находятся вне искусства, но при этом на искусство влияют. Наблюдения над искусством позволяют осмыслять определенную логику в спадах и подъемах эмоциональной жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. Также причины этого находили и в биологии.
Цель исследования - выявление жанровой специфики в музыкально-драматических иллюстрациях А. В. Чайковского (2023) к поэме «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова. В статье анализируются жанровые истоки данного произведения. В орбите исследования оказываются такие жанровые явления, как музыкально-драматические иллюстрации, водевиль, комедия, также рассматривается влияние оперного жанра. Сочинение современного композитора впервые становится объектом изучения, чем и обусловливается научная новизна. В результате исследования определяется влияние на произведение А. В. Чайковского литературного источника, поэмы М. Ю. Лермонтова. Однако акцентирование смехового дискурса, проявляемого в первую очередь посредством различных аллюзий, в особенности музыкального плана, приводит к жанровым метаморфозам в музыкально-драматических иллюстрациях: через комические характеристики постепенно проявляется драматическая сущность магистрального художественного образа произведения.
Цель исследования - определить способы описания национального голоса в 1920-е годы. При всех множественных функциях голоса, наиболее ярко таковой проявляется именно в пении, и, соответственно, по отношению к пению он проходит наибольшую теоретизацию среди музыкальных критиков. Тело советского певца маркируется через социальный класс, топос и этничность и наделяется множественными эмоционально окрашенными характеристиками. Безусловно, многие певцы того времени именно благодаря голосовым особенностям, часто маркируемым современниками этнической «природой», «натуральностью», с одной стороны, сформировали музыкальную моду на многие десятилетия, с другой же - подвергались преследованиям. Данное исследование будет посвящено анализу этих характеристик. Новизна работы определяется использованием подходов к голосу, характерных для культурных исследований и западной философии звука, идущей от работ Р. Барта, Ж. Деррида и М. Долара, применительно к проблемам и задачам сферы советологии. В результате исследования выделены несколько кластеров национальных голосов: первый из них - это еврейские, цыганские и малороссийские голоса, маркируемые преимущественно через классовую и политическую принадлежность. Второй же - это кавказские и среднеазиатские голоса, для науки и критики того времени, наоборот, имеющие чисто колониально-этнографические характеристики. Сделаны выводы о высоком уровне теоретизации и политическом понимании человеческого голоса в раннесоветское время.
Цель исследования - с помощью компаративного подхода выявить способы интерпретации художником по рекламе Кириллом Чудинским (рекламная кампания концерна Volkswagen AG 2008 г.) образного строя произведения Рене Магритта «Сын человеческий» и обнаружить основные средства репрезентации культурных смыслов произведения классической живописи в рекламном продукте. В статье рассмотрены особенности творческой интерпретации создателем рекламы образов живописного шедевра классика, а также различные средства художественной репрезентации (аллюзия, символ, аллегория, деперсонификация, антитеза, антропоморфизация), помогающие создать образ рекламной реальности. Научная новизна работы обусловлена тем, что компаративный подход к исследованию рекламного продукта (постера) позволяет дешифровать содержание культурного диалога современного художника с наследием прошлого; обнаружить эстетическую ценность произведения цифровой живописи; выявить аффективные приемы, используемые в процессе создания масспродукта и провоцирующие потребителя рекламы через обнаружение структур культурного текста воспринять опыт классического искусства. Кроме этого, изучаемый рекламный продукт 2008 г. концерна Volkswagen AG ранее не оказывался в центре внимания исследователей. В результате исследования установлено, что, во-первых, интерпретация образа центрального персонажа произведения Р. Магритта дает возможность художнику по рекламе создать героя своего времени, обличить его пороки, при этом вовлекая в интертекстуальный диалог и зрителя. Во-вторых, предлагая свои композиционные решения в постере, К. Чудинский в некоторой степени провоцирует зрителя, иронизируя над подчиненностью современного человека миру вещей и одновременно побуждая его с помощью рекламы приобрести вещь - товар. В-третьих, трансформируя образы неба, моря, человека, являющиеся символическими на полотне бельгийского сюрреалиста, К. Чудинский, с одной стороны, актуализирует реальность рекламного продукта, с другой - инспирирует реципиенту мысль о том, что он станет частью этой реальности в тот момент, как приобретет товар. В-четвертых, интеллектуальная игра создателя рекламы с реципиентом с помощью произведения искусства побуждает потребителя дешифровать культурный текст, т. е. осуществлять когнитивную деятельность, опираясь на знания, ассоциации и память.
Словенскую народную музыку отличает разнообразие, обусловленное различными историческими и географическими влияниями, которые проявляются как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Словенская народная музыка играет важную роль в дошкольном возрасте. Воспитатели и учителя часто используют народные песни и музыку как средство для стимулирования развития ребенка, обучения языку, совершенствования музыкального слуха и социальных навыков. Теоретическая часть исследования, основанная на работах Д. Кунавера и М. Терсеглава, подчеркивает важность народной музыки в отражении и сохранении культурного наследия. Для этого мы хотели познакомить детей с одним из словенских регионов и научить их самому известному танцу этого региона. Целью исследования было обосновать возможность использования выбранных музыкальных методов обучения дошкольников для подготовки детей к самостоятельному выступлению перед родителями, включающему пение и танцы. Каждый метод был выбран на основе его теоретической значимости для содействия различным аспектам развития ребенка, таким как овладение языком, социальными навыками и моторным развитием. Также мы поставили перед собой следующую цель: через все шесть учебных направлений дошкольного образования (спорт, язык, искусство, общество, природа и математика) дети должны были обучаться танцу и развиваться во всех направлениях, которые подробно описаны в статье. В работе мы хотели проверить, насколько быстро дети учатся песне и танцу при выбранном методическом процессе, обучение проводилось с марта по май 2024 года. В эмпирической части статьи описывается и анализируется методический процесс изучения словенской народной песни «Лепа Анка коло води» с дошкольниками 5 лет. После реализации практического исследования мы обнаружили, что обучение по выбранному методическому процессу происходит значительно быстрее и эффективнее, он экономичен и требует гораздо большей подготовки от учителя, потому что работа более структурирована, так как мы делали упор на то, чтобы уроки проводились не фронтально, а так, чтобы дети большую часть времени были активны, а не в пассивной роли. В результате было доказано, что с помощью народной музыки дети успешно знакомятся с культурным наследием своей страны, учат тексты песен и развивают ритмические и мелодические способности. Народные песни часто включают элементы народных танцев, что позволяет детям изучать основные танцевальные шаги и одновременно развивать моторные навыки. Весь опыт дошкольников с народной музыкой можно рассматривать как важную часть культурного воспитания, способствующего формированию их идентичности и принадлежности к своей культуре. Научная новизна данного исследования заключается в изучении интеграции словенской народной музыки в раннее детское образование, в частности в фокусе на том, как современные педагогические методы, такие как использование игры, творчества и современных технологий, могут улучшить процесс обучения детей дошкольного возраста. В исследовании дается новое представление об эффективности этих подходов в обучении традиционным народным песням и танцам, демонстрируется их потенциал для ускорения развития ритмических и мелодических навыков. Кроме того, в работе подчеркивается роль этих инновационных методов обучения в сохранении культурного наследия и формировании сильной культурной идентичности у маленьких детей, тем самым вносится вклад в более широкую область культурного образования и развития детей раннего возраста.
Цель исследования - обосновать тезис о том, что литературное творчество Л. Добычина - писателя 20-30-х годов XX века - во многих своих проявлениях может быть интерпретировано в терминах постмодернистской эстетики и соотнесено с ее основными принципами. В статье рассмотрены основополагающие принципы эстетики постмодерна и проанализированы формы и способы их реализации в прозе Л. Добычина. Научная новизна работы заключается в том, что автор попытался преодолеть противоречивость подходов и оценок творчества писателя со стороны исследователей, рассматривая результаты его литературной деятельности с позиций общих оснований постмодернистской философии и культуры. В результате исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на общепринятое мнение о принадлежности Л. Добычина к представителям русского авангарда, его творчество «преодолевает» пределы модернистской парадигмы и во многих своих проявлениях реализует принципы эстетики, сложившейся к концу XX столетия.
Цель исследования - изучение развития музыкальной журналистики и критики в региональном аспекте, а именно в Башкирии, конкретно - в Уфе в 1948 году на примере официального главного печатного издания «Красная Башкирия». В середине XX века газета «Красная Башкирия» являлась главным официальным печатным изданием Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. На её страницах освещался широкий круг тем, включая различные культурные события Уфы и других городов республики. Кроме того, подобно множеству газет Советского Союза, должное внимание в ней уделялось политическим вопросам, касающимся всей страны в целом. Так, данное издание не обошло вниманием и антиформалистическую кампанию 1948 года, непосредственно связанную с Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованным в газете «Правда» 10 февраля 1948 года. Безусловно, названный исторический документ оказал значительное влияние на характер публикуемых музыкально-критических материалов, а именно их тематику, обращение к определённым жанрам, авторство, стиль и даже количество. Исследованию данной проблемы на примере одного из печатных изданий Башкирии посвящена настоящая статья. Приоритет в анализе отдан изучению и оценке архивных документов Союза композиторов Башкирской АССР, а также текстам музыкально-критических материалов, вышедшим в газете «Красная Башкирия» в 1948 году.
Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
Работа является второй частью публикации: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th – the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В предыдущей части публикации был охвачен период перехода от Раннего Возрождения к Проторенессансу. В данной части эссе раскрываются особенности утверждения стиля ренессанс, кульминация которого пришлась на конец XV – начало XVI века. Данный этап справедливо обозначен как Высокое Возрождение – время создания шедевров Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера. В ходе обзора ключевых артефактов Возрождения (от литературы и музыки до живописи и скульптуры) автор обосновывает огромное значение данной эпохи, по праву «золотого века» искусства, для последующего развития европейской художественной культуры.
В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования - выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов - хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.
Статья затрагивает ряд вопросов музыкальной и театральной семиотики. В рамках семиотического подхода к музыкальному материалу автор рассматривает феномен музыкального кода, эволюцию роли режиссера в сотворении итогового интегрального театрального продукта и появление тенденции режиссерского доминирования. Обратившись как к примеру к поставленной Франкфуртским оперным театром опере «Чародейка» П. И. Чайковского (2022 г.) и опираясь, в частности, на «учение о порядке обыденных вещей» И. В. Кочубея, автор анализирует функционирование (в рамках режиссерского замысла) системы «деталей», относящихся к различным планам - музыкальному, сюжетно-композиционному, пластическо-предметному. Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценической постановки «Чародейки» П. И. Чайковского. Научная новизна работы автору видится в том, что впервые исследуется проблема прочтения режиссером оперного текста, восприятие его зрителем со структурно-семиотических, герменевтических, феноменологических позиций, как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что оперное произведение способно создавать новые варианты прочтения, взаимодействуя с меняющимся культурным и идеологическим контекстом.
Цель исследования - выявить художественно-графические особенности визуальной коммуникации брендов рынка молочной продукции. В статье уточняется роль художественно-графической составляющей коммуникации брендов и роль упаковки в брендинге в целом и в категории молочных продуктов в частности. Рассматриваются основные тренды в развитии общества и их отражение в потребительском поведении и тренды в художественно-графической составляющей упаковки на рынке молочной продукции, а также их влияние на смысловую и художественную область коммуникации в категории молочных продуктов. В результате предоставляются данные исследования особенностей визуальной коммуникации брендов-лидеров рынка молочной продукции «Простоквашино», «Домик в деревне», «Село Зеленое», «Вкуснотеево», в рамках которого выявляются визуальные коды, используемые брендами при формировании идентичного образа, имеющие практическое значение при разработке брендов-стартапов в категории молочных продуктов. Научной новизной данной работы может выступать ранее не использовавшийся комплексный подход к исследованию брендов молочного рынка, включающий в себя как исследование аспектов брендинга с точки зрения маркетинга, так и исследование транслируемых смыслов с помощью визуальных сообщений - кодов, формируемых форм-фактором и материалом упаковки и совокупностью художественно-графических сообщений на упаковке, обеспечивающих целостное восприятие образа бренда, а также корреляцию сообщений с трендами в развитии общества и потребительского поведения.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)