Архив статей журнала
В статье обсуждается проблема учебных перегрузок и их негативного влияния на умственную работоспособность, состояние здоровья и психоэмоциональное состояние школьников. Актуальность решения этой проблемы еще больше возросла в условиях стремительной цифровизации школьного образования. Методология выполненного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательные нагрузки школьников; анализе отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам влияния учебных нагрузок и различных условий организации учебного процесса на здоровье школьников. Ретроспективный анализ показал, что на протяжении довольно длительной истории количественные показатели образовательной нагрузки менялись в зависимости от продолжительности обучения в начальной школе и учебной недели; включения в обязательную нагрузку факультативных часов (а затем часов внеурочной деятельности), а также национального компонента для детей, обучающихся в национальных школах на родном языке; продолжительности выполнения домашних заданий. Представлены примеры попыток устранения учебных перегрузок школьников на государственном уровне. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в части гигиенических требований и требований образовательного стандарта к организации обучения в общеобразовательных организациях.