Архив статей журнала
В статье рассматриваются паратактические конструкции как специфическое явление русского синтаксиса. Анализ конструкций позволяет считать их особой группой аппозитивных словосочетаний, характеризуемых (в отличие от приложений) отсутствием родо-видовых отношений между компонентами конструкции, грамматической неэквивалентностью субстантивов и отсутствием потенциальной предикативности. Паратактические конструкции, традиционно относимые к архаическим явлениям, широко используются в современном поэтическом фольклоре, являются продуктивным синтаксическим фактором.
В статье рассматривается ассоциативно-паратактический тип паратактических конструкций в русской народной лирической песне как в плане грамматическом, так и со стороны художественного использования этого типа в строе поэтического произведения. Автор доказывает, что увеличение грамматической самостоятельности паратактической конструкции приводит к некоторой автономизации художественного образа, выражаемого этой конструкцией. Паратактические конструкции закрепились в метрической системе русской народной лирической песни, превратились в распространенный художественный прием поэтического фольклора, с наибольшей полнотой и лаконизмом выполняющий определенные художественно-смысловые задачи.
Стереотипы сознания, закодированные в структуре языка и проявляющиеся при его обыденном употреблении, наиболее ярко отражены в языке фольклора. Сопоставление лексики русских и французских народных лирических песен позволяет выявить национальную самобытность исследуемых этносов. В статье анализируются закономерности употребления и синтагматические связи лексем групп «Параметрические характеристики» и «Качественные характеристики» в русской и французской народно-песенных традициях.
В статье анализируются закономерности употребления и синтагматические связи лексико-тематической группы имен существительных «Артефакты» в русских народных лирических песнях. Материалом послужили курские народные песни, собранные М.Г. Халанским. Автор приводит квантитативные характеристики имен существительных в группе и ее подгруппах, рассматривает употребление артефактной лексики в устойчивых сочетаниях, а также символическое значение, приобретаемое словом в структуре фольклорной картины мира.
Статья посвящена изучению диалектной и заимствованной лексики, используемой в фольклоре русского населения Якутии. В русских народных песнях Ленского тракта обнаруживаются явные «следы» иноязычного влияния, а нередко и билингвизма исполнителей. Собиратели данных текстов такие слова фиксируют в якутской графике. Сопоставляется лексика русских песен Приленья, Колымы и Индигирки с заимствованиями, обнаруженными в словниках поэтических текстов Русского Устья и Забайкалья.
В статье рассматриваются аппозитивные сочетания в языке русской народной лирической песни. Выделяются различные типы таких сочетаний. Доказывается, что основными признаками их являются: выражение родо-видовых отношений между субстантивами; грамматическая эквивалентность приложения и определяемого; наличие потенциальной предикативности.