Архив статей журнала
Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Взаимодействие с семьей рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов дошкольного образования, включающего психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей ребенка с ОВЗ в вопросах специальной педагогики и психологии. Особую роль в коррекции нарушений развития детей с ОВЗ играет сенсорное воспитание, позволяющее формировать целостные представления о предметах и явлениях окружающего мира посредством развития всех видов сенсорного восприятия. Цель исследования, представленного в статье, - определить эффективные формы, методы и содержание взаимодействия с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с ЗПР. В статье определены роль семьи в развитии детей дошкольного возраста, особенности развития детей с ЗПР, значение сенсорного воспитания в коррекции их развития. Особое внимание уделяется основным понятиям теории и методики сенсорного воспитания: виды сенсорного восприятия, сенсорные эталоны, задачи и методы сенсорного воспитания дошкольников. Описывается экспериментальное исследование, включающее диагностику сенсорных навыков дошкольников с ЗПР и комплекс мероприятий, проводимых с родителями с целью их просвещения в проблемах сенсорного воспитания. Подробно рассматривается содержание родительских собраний-практикумов, алгоритм, методы и приемы формирования у детей с ЗПР сенсорных эталонов цвета, формы, величины, вкуса, запаха и т. п. Материалы исследования представляют интерес для обучающихся дефектологических факультетов, педагогов-дефектологов, родителей дошкольников с ОВЗ.