Архив статей журнала
В данной статье раскрывается связь между особенностями развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их особыми образовательными потребностями в рамках овладения учебными действиями - чтением и письмом на начальном этапе школьного обучения. Статья имеет методическую направленность и представлена в продолжение исследований по изучению образовательных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предметной области «Язык и речевая практика». Представлены теоретические основы в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методы исследования. Показаны трудности, которые испытывают первоклассники с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе обучения элементарной грамоте. Отмечается, что психофизические нарушения проявляются у детей с умственной отсталостью в разной степени выраженности интеллектуального нарушения, что требует от учителя-дефектолога применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения первичным навыкам чтения и письма. В материалах статьи выделены особые образовательные потребности школьников с умственной отсталостью и рассмотрен их функционал в процессе обучения грамоте: дифференцированное восприятие звуков, развитие устной речи и коррекция нарушений звуковой стороны речи, развитие слухоречевой и зрительной памяти, совершенствование зрительной ориентации и ориентировки в пространстве, коррекция недостатков мелкой и ручной моторики и совершенствование графомоторных умений, начальных навыков чтения и письма. Раскрыты направления коррекционной работы, использование особых методов и специальных приемов на уроках по обучению школьников изучаемой категории элементарной грамоте.