Архив статей журнала
Введение. Цена является одним из важнейших эконометрических параметров, важным в том числе для истории книжного дела. Сведения о ценах старопечатных книг позволяют квантитативно говорить о степени развития региональной печатной культуры и завязанного на ней рынка. Цель статьи заключается в агрегировании и анализе статистики цен на печатную продукцию, которую покупали на территории Польского королевства с 1501 по 1600 г.
Материалы и методы. Исследование произведено на материале 445 владельческих и торговых записей, которые присутствуют в книгах и брошюрах, хранящихся в фондах библиотеки Варшавского университета, библиотеки Познанского общества друзей наук и Курницкой библиотеки. На основании этой выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях и ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.
Результаты исследования. На основании выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях, распределении и диапазоне значений, а также о ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.
Обсуждение и заключение. Используя статистический анализ, автор приходит к выводу, что средние значения цен на печатные книги в Польском королевстве на протяжении XVI в. были несколько выше, чем принято считать в историографии, а также выше, чем в других европейских землях в том же столетии. Полученные данные полезны для квантитативной оценки процессов, происходивших в печатной культуре Раннего Нового времени. В частности, такого рода статистика нужна для сравнения конкретных цен покупки изданий с рыночной конъюнктурой, а также для анализа рентабельности экспорта польской печати, осуществлявшегося в XVI в. в городах Великого княжества Литовского, Священной Римской империи и Московского царства.