Архив статей журнала
Введение. В статье исследуется, как колониальная логика правления во французском мандате Лиги Наций в Сирии и Ливане потеряла свою позитивность и вступила в противоречие с международной логикой технократического правления Лиги, особенно в экономической и политической сферах. Нехватка золота во всем мире повлияла на французскую политику не только в том, как она выкристаллизовалась в денежно-кредитной дипломатии, но и в том, как она отразилась на экономике Франции, на Брюссельской конференции 1920 г. и Генуэзской конференции 1922 г., но также и на экономических трудностях, с которыми сталкивался низкий уровень государственного управления на границах Французской империи.
Материалы и методы. В исследовании используются материалы Центра экономических и финансовых архивов, Савиньи-Ле-Тампль, Франция (CAEF). Применяется проблемно-хронологический метод, а также макроисторический подход для рассмотрения общемировых событий на уровне средиземноморского региона.
Результаты исследования. Исследовав эволюцию французского имперского капитала, авторы констатировали, что совокупность механизмов, которые названы «президентскими деньгами», предоставила ПМК частично подходящую почву для анализа и критики, а также для поддержки французского имперского правления.
Обсуждение и заключение. Основное внимание уделяется созданию и развитию Банка Сирии и Большого Ливана в начале 1920-х гг., а также новым бумажным деньгам, которые он выпустил. На основе исследований имперской и международной политики этой подвергшейся резкой критике новой валюты в статье содержится предложение больше уделять внимания деньгам как ключевому элементу, использовавшемуся Францией в стремлении урегулировать собственную экономическую систему за счет использования ресурсов международных институтов.
Введение. В 2024 г. исполняется 100 лет с момента завершения одного из значимых нэповских событий - денежной реформы 1922-1924 гг. В представленном материале предпринимается попытка проанализировать основные направления денежной реформы 1922-1924 гг. в Советской России и СССР, показать как ее сильные стороны, так и трудности, которые наиболее рельефно в период ее проведения проявились в регионах. Показано, что началу проведения денежной реформы предшествовала серьезная дискуссия в среде российских экономистов, занимающихся проблемами денежного обращения и кредита о направленности, способах и возможных последствиях для экономики денежной реформы. В статье на широкой архивной базе анализируется процесс поэтапной реализации денежной реформы в Симибрской губернии в начале новой экономической политики, показывается ведущая роль симбирского отделения Государственного банка в ее проведении, которое действовало в полном взаимодействии с финансовым управлением симбирского губисполкома.
Материалы и методы. Среди используемых нами методов специально-исторического исследования можно назвать метод актуализации, выражающийся в определении ценности тех или иных исторических знаний (подходов, теорий), в которых описываются роль и место Государственного банка. Методы логического и конкретного анализа позволили нам изучить исторические и историографические факты с учетом условий их появления и оказываемого друг на друга влияния, что помогло нам во многом найти причины, их породившие. Использование историко-генетического метода помогло нам раскрыть основные направления деятельности отделений Госбанка в процессе нэповских преобразований, понять причинно-следственные связи при анализе тех или иных действий отделения в условиях известных исторических событий. Основой используемого нами историко-сравнительного метода является аналогия. Выражение в одних и тех же сходных формах разного содержания работы Госбанка в разных исторических условиях помогло объяснить имеющиеся научные факты и раскрыть их сущность.
Результаты исследования. Успех денежной реформы 1922-1924 гг. был во многом обусловлен тем, что эмиссия червонцев производилась не благодаря напечатанию новых денег, а при помощи эффективного кредитования промышленности, самих кредитных организаций со стороны Госбанка, успешного развития государственной торговли. Государственный банк зорко следил за состоянием рынка, прекращая выдачу новых кредитов в случаях, когда рынок замедлял свое развитие или находился в состоянии стагнации. В целом итоги денежной реформы 1922-1924 гг. оказались позитивными, в чем был немалый вклад отделений Государственного банка. Постепенно доверие к государственному денежному обращению возвращалось к населению, в 1924-1925 гг. налогообложение окончательно перешло к денежной форме. В стране оживился товарооборот, заметно снизился уровень инфляции, а у населения появился стимул к зарабатыванию денег с целью улучшить материальное положение.
Обсуждение и заключение. После перехода к новой экономической политике в стране разразился кризис денежного обращения, который необходимо было разрешить в кратчайшие сроки, иначе поступательное развитие советской экономики и восстановление разрушенного войной народного хозяйства было бы под большим вопросом. ?какие-либо экономические преобразования были практически невозможны без проведения денежной реформы, так как обвальное обесценение рубля - совзнака препятствовало воссозданию в стране товарно-денежных рынков. Государственному банку удалось добиться устойчивой покупательной силы новых денег и соответствующего золотому содержанию соотношения с золотом и иностранной валютой, что было достигнуто немедленной оплатой в кассе Госбанка возрастающей по объему и неизменной по покупательной сумме совзнаков, установлением контроля над всеми кредитно-финансовыми операциями. Отделение Госбанка следило за тем, чтобы не было налоговых недоимок, ликвидировался бюджетный дефицит всех уровней, увеличивался товарооборот на основе роста промышленного, сельскохозяйственного и кооперативного производства. Государственный банк и его отделения на местах, для того чтобы в том числе укрепить вновь введенную валюту, приняли активное участие в административном давлении на рынок, с тем чтобы сдержать рост цен на потребительские товары и повысить доверие населения к вновь созданной денежной системе.