ISSN 2413-872X
Язык: ru

ЗАПАД, ВОСТОК И РОССИЯ: ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Архив статей журнала

«ГЕНЕРАЛ МОРОЗ», ИЛИ ОБРАЗ РУССКОЙ КАМПАНИИ НАПОЛЕОНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XIX В (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: ЖЕЛЕЗНЯК ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА

В статье исследуется процесс формирования и трансформации образа Русской кампании Наполеона в британской литературе и периодической печати. Автор приходит к выводу, что самыми яркими образами Русской кампании стали суровая русская зима («генерал Мороз»), горящая Москва, лихие казаки, русские как свирепые медведи. Но если более ранние статьи в периодической печати предлагали собирать пожертвования для «страдающий русских людей», карикатуры изображали солдат Великой армии в России как мародеров, а Наполеона, заслуженно трясущимся от страха и холода, то в более поздних публикациях печальная картина отступления Великой армии, истощенной и изнеможённой, тающей от суровых холодов и постоянных нападений казаков, вызывала сочувствие. При этом, несмотря на лишения, солдаты Великой армии не теряют своих человеческих качеств, что особо выделяется на фоне русских, изображенных в образе свирепых медведей или необузданных казаков. В периодике и романах первой трети XIX в. больше внимания уделялось военным действиям и описаниям «экзотической» для европейцев страны, в то время как во второй половине века ужасы войны отошли на второй план. В картины русской действительности и военных событий в этот период стали вплетаться сюжеты о британских победах над Наполеоном, например, в ходе войны на Пиренейском полуострове. Вместе с противопоставлением чуждой стране и созданием образа «свой-чужой» это должно было способствовать консолидации британской нации. В британской исторической памяти Русская кампания стала времени ослабления Наполеона и Великой армии, но все же главной спасительницей Европы от тирании Наполеона воспринималась именно Великобритания.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПОХИ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: ВЯТКИНА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА

Автор статьи исследует, каким образом эпоха наполеоновских войн представлена в британской школьной образовательной системе. Автор анализирует учебные программы, методические материалы и историческую литературу, используемые в школах, чтобы понять, какие аспекты наполеоновских войн освещаются наиболее полно, а какие остаются в тени. Особое внимание уделяется региональному аспекту, а именно, как различные регионы Великобритании включают в свои образовательные программы события той эпохи. В статье выделаются основные проблемы, связанные с изучением эпохи наполеоновских войн в британских школах. Особое внимание уделяется проблеме региональной истории. Автор приходит к выводу, что в Британии существует необходимость глубокого и разнообразного изучения наполеоновских войн в школах с учетом региональных особенностей, чтобы обеспечить более полное понимание исторического контекста и его влияния на современную Великобританию.

Сохранить в закладках