Архив статей журнала
Важнейшей тенденцией, определяющей контуры развития Арктики, является феномен глобального потепления, который, по существу, устанавливает и корректирует систему международных отношений на экономическом атласе современного мира в новых геополитических условиях. В этот период формируется арктическое пространство, открытое для освоения природных, в основном энергетических, ресурсов и построения новых коммуникационных сетей, что в совокупности является основанием для развития Арктики в контурах России как великой морской державы. Изменение позиционирования Арктики в контурах новых геополитических условий развития России определяет актуальность разноплановых научных исследований, цели и направления последних. Экономическое присутствие России в Арктике является функциональной доминантой стратегического планирования в пределах актуальных горизонтов 2024–2030 и 2035 гг. и непосредственно определяется динамикой образования / таяния арктического льда наряду с достижением плановых показателей развития Северного морского пути (СМП). Поэтому в этой статье авторы пытаются ответить на практический вопрос: насколько феномен глобального потепления является перманентнымс позиций пространственной организации круглогодичной навигации по СМП для обеспечения рациональной экономической морской деятельности в этом регионе? Современная морская доктрина 2022 г. определяет Россию как великую морскую державу, при этом среди региональных направлений национальной морской деятельности Арктика занимает лидирующие позиции, поскольку только в этом регионе отчетливо проявляются контуры морского величия страны. Результативность экономической морской деятельности в Арктике воплощается в возрастающей динамике грузооборота СМП, который формируется за счет реализации отечественных инвестиционных, в основном энергетических, проектов. Это на фоне складывающихся циклических колебаний образования / таяния арктического льда и составляет особенности мореплавания по СМП в современных геополитических и экономических условиях.
Работа посвящена вопросам освоения угольных месторождений в западной части Арктики России. Традиционно арктическая экономика строилась на минерально-сырьевой базе. Научно-технические достижения в области освоения арктических ресурсов позволили организовать добычу на более труднодоступных и отдаленных от центра территориях Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также на арктическом шельфе. Во многом это стало возможно благодаря проактивной стратегической политике государства и сотрудничеству с западными партнерами. Однако современная геополитическая ситуация оказывает влияние на возможности реализации многих арктических проектов. Возникают новые экономические вызовы, связанные как с переориентацией на новые рынки сбыта, так и с техническими и технологическими проблемами, что требует адаптации арктических ресурсных проектов к сложившейся ситуации. Наиболее уязвимы, как показывает анализ, угольные проекты, особенно ориентированные на экспорт. Поэтому целью исследования стало выявление основных процессов, связанных с реализацией новых угольных проектов на современном этапе. Исследование территориально охватывает западную часть российской Арктики, в качестве объекта выступают угольные проекты, потенциально взаимосвязанные с развитием Северного морского пути (СМП) и его инфраструктурой. Сделан обзор состояния угольных месторождений анализируемой части арктического региона. Рассмотрены взаимосвязи между нормативными документами в части реализации арктических угольных проектов, а также последствия и риски освоения нового Сырадасайского месторождения, расположенного в арктической части Красноярского края, в новых условиях.
Трасса Северного морского пути (СМП) для РФ является транспортным маршрутом, значение которого обусловлено как хозяйственными потребностями, так и необходимостью промышленного освоения Арктики. СМП используется Россией как внутренняя транспортная артерия, для осуществления северного завоза и транспортировки грузов российскими компаниями — участниками арктических проектов. Благодаря росту масштабов экономического освоения Арктической зоны РФ, развитию технических средств при транспортировке грузов в сложных арктических условиях и наблюдающемуся изменению климата, значение СМП как транспортной коммуникации будет возрастать, включая международные перевозки. В статье проанализированы грузовые перевозки и оценен транзитный потенциал СМП. Цель исследования — определение перспективных направлений в развитии международного транзита по СМП. Была рассмотрена динамика изменений внутренних и транзитных грузоперевозок за одиннадцатилетний период. Сделан вывод о влиянии событий на Украине и введенных антироссийских санкций на объемы транзитных перевозок. Выявлены ограничения расширения транзитных грузовых перевозок и определены их последствия. Проведена оценка транзитного потенциала СМП. Установлены первоочередные задачи для его реализации. Выделены два перспективных направления в развитии транзита по СМП — необходимость обеспечения транзитных перевозок КНР и увеличение объемов контейнерных перевозок, что и станет темой дальнейших исследований. Целесообразность развития транзитных грузовых перевозок предопределяет актуальность проводимого изыскания. Научная новизна исследования заключается в оценке транзитного потенциала СМП с использованием методов статистического анализа и в выделении перспективных направлений для развития транзита. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на совершенствование транзитного потенциала СМП.