ISSN 1029-8053 · EISSN 2306-6946
Языки: ru · en

ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Архив статей журнала

МНОГОГРАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОЛОДЕЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (2023)
Выпуск: Том 26 № 3 (2023)
Авторы: Касамара Валерия Александровна

На основе трех исследований, проведенных с российской молодежью разных возрастов, включая школьников старших классов, и среднестатистическими россиянами, анализируется смысловое наполнение понятия «патриотизм». Через методологию обоснованной теории реконструируется единая концептуальная рамка патриотизма. За основу данной рамки берется концепция десяти граней патриотизма. Автор смотрит на концепцию через призму эмпирики и рассматривает укорененность в молодежных представлениях каждой темы данной концепции: педагогики, культуры, медиа, семьи, истории, служения Отечеству, спорта, экологии, науки, добровольчества. На основе анализа результатов количественных опросов, фокус-групп и интервью с молодежью автор делает вывод о востребованности широкого взгляда на патриотизм в молодежной среде, не ограниченного исключительно военно-патриотической тематикой. Такой взгляд позволяет чувствовать себя патриотом как социально-политически активным людям, так и аполитичным, не вовлеченным в деятельность молодежных организаций и пр. Делается вывод о том, что важность каждой темы в представлениях молодежи в достаточной степени зависит от возраста и погруженности в соответствующий круг вопросов, например ценность семьи больше проявлена у взрослых молодых, которые уже создают собственные семьи и для которых ответственность за детей становится частью их повседневности, тогда как для школьников это пока история про будущее. Исследование также фиксирует, что залогом принятия информации по рассматриваемым темам становится ее подача через востребованные у молодежи каналы и соблюдение правильной тональности, исключающей навязывание мнений, позволяющей молодому человеку размышлять и самостоятельно приходить к выводам.

Сохранить в закладках
РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Авторы: Селиверстова Нина Анатольевна, Зубок Юлия Альбертовна

Теоретически обоснована связь религиозной самоидентификации с воспроизводством механизма социокультурной саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Исследован воспроизводственный потенциал религиозной самоидентификации в отношении бессознательного и осознаваемого, традиционного и современного в механизме саморегуляции. Представлены результаты эмпирического анализа данных об особенностях воспроизводства элементов этого механизма и соответствующих им смысловых образцов в группах верующих, неверующих и неопределившихся. Трехмерный корреляционный анализ проведен с учетом возрастной дифференциации молодежи, определяющей ее социально-психологическую и социокультурную специфику. Выявлено, что процессу воспроизводства социокультурных компонентов, во-первых, присущ простой, расширенный или суженный характер, во-вторых, он не всегда определяется религиозной идентичностью. Религиозная самоидентификация в явном виде воспроизводит только архетипы и утрачивает однозначную связь с другими элементами бессознательного - ментальными чертами, габитусами, стереотипами. Воспроизводство ментальных черт и габитусов значимо коррелирует с религиозной самоидентификацией только в группах выраженных носителей и не всех, а некоторых ориентаций. Воспроизводство стереотипов более значимо связано с возрастом, чем с религиозной идентификацией. В воспроизводстве современных черт связь с религиозной самоидентификацией заметно нивелируется. А в воспроизводстве смыслов базовой культуры и субкультуры в полной мере проявляется нелинейность и гибридизация смысловых композиций. Наличие религиозной самоидентификации поддерживает воспроизводство традиционной, но не гарантирует ослабление влияния современной культуры в молодежной среде. В группе верующей молодежи наблюдаются простое или тенденции к суженному воспроизводству традиционных элементов и простое или тенденции к расширенному воспроизводству современных компонентов культуры.

Сохранить в закладках
ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (2023)
Выпуск: Том 26 № 1 (2023)
Авторы: Шабунова Александра Анатольевна, Уханова Юлия Викторовна, Косыгина Ксения Евгеньевна

Проблема активизации потенциала молодежи в развитии территорий, перехода ее скрытых ресурсов (возможностей) в актуальное состояние движущей силы социальных преобразований на региональном уровне представляет особую актуальность в общественном и научном дискурсе. С позиции деятельностно-активистской парадигмы молодежь рассматривается как значимый субъект территориального развития посредством ее вовлеченности в разнообразные практики гражданского участия. Цель - выявление возможностей и ограничений гражданского участия молодежи в развитии территорий. Определено, что в российском обществе создается благоприятная институциональная среда гражданского участия молодежи, однако отмечаются проблемы в реализации молодежной политики в части активизации молодежного ресурса как на национальном, так и на региональном уровне. На основе методологии количественной социологии (авторами разработан инструментарий социологического опроса, который апробирован на территории Вологодской области в 2021 г., N=1900) выявлено, что молодежь в большей степени, чем население региона в целом, демонстрирует готовность к участию, но реже включена в реальные практики общественно полезной деятельности. Получен вывод, что как политическое (при вертикальном взаимодействии с властью), так и социальное участие молодежи (в пространстве повседневности) реализуется в первую очередь в неформальных (одномоментных или спонтанных) практиках. Определено, что демотивирующие причины вовлеченности молодежи в практики гражданского участия в региональном пространстве отличаются разнообразием - от институциональных до социальных и психологических. На примере МБУ «Молодежный центр “ГОР.СОМ35”» (г. Вологда), показано, что молодежный центр - это комплексная структура или новая модель «общественно-государственного партнерства», создающая условия для развития гражданского участия молодежи в регионе. Представленные материалы могут лечь в основу социологической диагностики уровня, потенциала, барьеров вовлеченности молодежи в общественно полезную деятельность с целью дальнейшего развития приоритетов молодежной региональной политики, эффективного выстраивания работы молодежных организаций.

Сохранить в закладках