EISSN 2686-827X
Языки: ru · en

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Архив статей журнала

ЗНАНИЙ И ЗРЕЛИЩ! РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "SCIENCE IN THE MEDIA: POPULAR IMAGES AND PUBLIC PERCEPTIONS" (2023)
Выпуск: Том 5 № 2 (2023)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

В статье обсуждается монография «Science In The Media: Popular Images and Public Perceptions», написанная Полом Брюэром и Барбарой Лэй из Университета Делавэра. В книге затрагивается проблема изображения науки и учёных в медиа и даётся аналитический обзор множества медиаформатов (от детских телешоу до постов в социальных сетях), формирующих представления о науке среди широкой аудитории. Книга написана на американском материале, но подмеченные авторами тенденции, равно как и сделанные выводы, важны далеко не только для США, что придаёт их работе дополнительную ценность. Авторы собрали, классифицировали, социологически обработали огромный массив материалов и смогли рельефно очертить наиболее эффективные способы продвижения научного знания в обществе, помогая при этом понять неизбежные ограничения разных форматов масс-медиа в качестве каналов коммуникации между научным сообществом и широкой публикой. Кроме того, авторы, отслеживая логику и приоритеты разнообразных медиаформатов (сериалов, телешоу, новостных программ и так далее), попутно объясняют парадокс увлечённости псевдонаукой на фоне изобилия научной информации. Вместо того, чтобы сетовать на поверхностность журналистов и телешоу, авторы предлагают учёным, во-первых, тщательно выбирать программы для сотрудничества, во-вторых, учитывать специфику того или иного медиаформата при работе с ним, и, в-третьих, активнее использовать цифровую среду для продвижения научных точек зрения.

Сохранить в закладках
МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2023)
Выпуск: Том 5 № 1 (2023)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

Первая книга, о которой идёт речь в обзоре, – “Globalizing China – Social and Governance Reforms” («Глобализирующийся Китай: реформы в социальной сфере и управлении»). Её автор – Ка Хо Мок, вице-президент Университета Линнань, специалист в сравнительной политологии и социологии. Книга посвящена анализу китайской модернизации за последнюю четверть века, т. е. с конца 1990-х по начало 2020-х гг., хотя отдельные главы охватывают более масштабные периоды. В фокусе авторского внимания находятся три больших области: социальное обеспечение, высшее образование и государственное управление.

Сохранить в закладках
К СИНТЕЗУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Ф. ПАСКУАЛЕ "НОВЫЕ ЗАКОНЫ РОБОТОТЕХНИКИ. АПОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА" (2023)
Выпуск: Том 5 № 1 (2023)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

В статье обсуждаются основные идеи книги Ф. Паскуале «Новые законы робототехники: апология человеческих знаний в эпоху искусственного интеллекта». В своей работе Паскуале активно использует накопленный за долгие годы опыт осмысления процессов цифровизации, предлагая рассматривать переход к новым формам экономики не как неизбежную катастрофу, а как открытие широчайшего спектра возможностей для людей, готовых интегрировать новейшие технологии в свою жизнь. В книге предлагаются законы робототехники, дополняющие классические постулаты А. Азимова, и очерчиваются контуры новой парадигмы для понимания научно-технологического развития. В её основе лежит идея синтеза экспертного знания человека с вычислительной мощностью машины. Паскуале отмечает, что, хотя развитие искусственного интеллекта и робототехники потребует масштабных реформ социально-экономической системы, итогом их вполне может стать не вытеснение людей с рынка труда, а скорее превращение машин в помощников для человеческой работы. Достижение такой цели, подчёркивает Паскуале, необходимо требует, чтобы у цифровизации и роботизации были не столько технологические, сколько правовые и культурные ограничения, направляющие её ход. В таком случае внедрение искусственного интеллекта станет фактором, повышающим ценность человеческой экспертизы, вместо того чтобы закончиться перекраиванием экономики в интересах крупных корпораций и технократических элит.

Сохранить в закладках
ОСМЫСЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАУКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ОСНОВНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ (2024)
Выпуск: Том 6 № 1 (2024)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

В статье сделана попытка обобщить наиболее значимые подходы к пониманию цифровизации науки; мы исходим из предположения, что разработка теоретических моделей для оценки «цифрового поворота» поможет не только внести ясность в перемены, происходящие в науке, но и позволит лучше понять их, а также, возможно, отрегулировать различные аспекты цифровизации. Можно говорить о том, что к 2010-м гг. сложились по меньшей мере четыре категории (или кластера) подходов к осмыслению цифровизации, причём каждая категория оперирует зачастую собственными определениями и отдельным концептуальным аппаратом. Речь идёт о наукометрическом, экономическом, информационно-технологическом (IT) и социологическом подходах к пониманию процесса цифровизации науки. Даже беглое сопоставление их специфики позволяет сказать, что все перечисленные выше парадигмы имеют ряд общих черт и опираются на несколько фундаментальных предпосылок, касающихся тенденций развития науки и образования, хотя оценка этих тенденций, равно как и акцентировка внимания в рамках каждого подхода могут заметно различаться. Мы можем выделить три наиболее масштабных комплекса явлений, которые находятся в центре внимания исследователей цифровизации науки: это формирование глобального научного сообщества благодаря цифровым сервисам (1), затем персонализация высшего образования (2) и проблема цифрового неравенства (3). Взаимное наложение указанных процессов друг на друга, таким образом, существенно меняет несколько важных черт науки вообще, заставляя научное сообщество вновь ставить вопросы об определениях и сущности научного знания.

Сохранить в закладках