EISSN 2686-827X
Языки: ru · en

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Архив статей журнала

ПРОЕКТ ОЧИЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ НАНОСНОГО И ВОЗВРАЩЕНИЯ К КОРНЯМ. РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 4 (2023)
Авторы: Семенов Евгений Васильевич, Сказочкин Александр Викторович

Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.

Сохранить в закладках
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И КАДРОВЫЕ ПРАКТИКИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н. В. МЕЛЬНИКОВОЙ "СОВЕТСКИЙ АТОМНЫЙ ПРОЕКТ: ОПЫТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 4 (2023)
Авторы: Чулкова Галина Меркурьевна

В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА: ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В. В. ЛАПАЕВОЙ "ПРАВО В ЭПОХУ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ПРОГРЕСС ГЕНОМИКИ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИЙ ПРАВОВОГО ПОДХОДА" (2023)
Выпуск: Том 5 № 4 (2023)
Авторы: Васильев Антон Александрович

Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.

Сохранить в закладках
ЖИВУЧИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. ФРУМКИНА "ЛЮБОВАНИЕ УЧЁНЫМ СОСЛОВИЕМ: ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ НАУКИ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И ПУБЛИЧНОЙ РИТОРИКЕ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 4 (2023)
Авторы: Егерев Сергей Викторович

В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ИНОСТРАННЫЙ УЧЕБНИК В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Х. ОВЕРБИ И Я. ОДЕСТАДА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" (2023)
Выпуск: Том 5 № 3 (2023)
Авторы: Харченко Константин Владимирович

В статье рассматриваются возможности использования учебника Х.Оверби и Я.Одестада «Цифровая экономика» в контексте учебно-методического обеспечения соответствующих дисциплин, преподаваемых в российских вузах. Даётся краткий обзор российских учебников по цифровой экономике. Раскрываются достоинства рецензируемого учебника, состоящие в его лаконичности, структурированности, высоком уровне схематизации материала, а в плане содержания - в достижении оптимального баланса в интерпретации двух базовых составляющих центрального понятия: «цифровая» и «экономика». В порядке дискуссии указывается на недостаточно глубокую проработку определений ключевых понятий, а также на то, что при изложении материала цифровая экономика не встроена в более широкий контекст развития экономики и общества в целом. Также отмечается отсутствие увязки авторского повествования с вопросами самоопределения молодых людей в условиях цифровой экономики. Делается вывод о возможном месте и роли данного учебника в учебном процессе.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИИ В ГОРОДЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ШАРОН ЗУКИН "ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС. ГОРОДА, ТЕХНОЛОГИИ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА" (2023)
Выпуск: Том 5 № 3 (2023)
Авторы: Клыпин Андрей Владимирович

Представлен отзыв на книгу Шарон Зукин «Инновационный комплекс. Города, технологии и новая экономика». Описано концептуальное видение автора инновационного комплекса города, с его положительными и отрицательными сторонами. Приведены характерные черты инновационного комплекса по Зукин, связанные с инновационными пространствами и сообществами (хакатоны, акселераторы). Выводится на обсуждение практическая значимость книги для российских теоретиков и практиков, занятых инновационным развитием городов, а также лиц, принимающих решения в данной области на уровне органов власти.

Сохранить в закладках
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ XVIII ВЕКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП НАУЧНОГО ОСВОЕНИЯ CИБИРИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ И. А. ШИПИЛОВА "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ XVIII ВЕКА: РОЛЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА В ИЗУЧЕНИИ СИБИРИ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 3 (2023)
Авторы: Куперштох Наталья Александровна

В статье проанализированы основные проблемы организации и деятельности академических экспедиций Сибири XVIII века, изучению которых посвящена монография И.А.Шипилова. Исследование молодого сибирского историка убедительно доказывает, что академические экспедиции в Сибирь являлись фактором развития науки и модернизации России. В результате воссоздания деятельности вспомогательного персонала экспедиций автору монографии удалось не только показать состав этого персонала, но также исследовать его роль в научном изучении, политическом и экономическом освоении Сибири. И.А.Шипиловым показан процесс становления отдельных представителей вспомогательного персонала академических экспедиций в выдающихся российских учёных - С.П.Крашенинникова, А.Д.Красильникова, Н.П.Соколова, В.Ф.Зуева и др.

Сохранить в закладках
МАССА ВРЕМЕНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ П. ГАЛИСОНА "ЧАСЫ ЭЙНШТЕЙНА, КАРТЫ ПУАНКАРЕ: ИМПЕРИЯ ВРЕМЕНИ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 3 (2023)
Авторы: Ваганов Андрей Геннадьевич

Монография известного американского философа и историка науки, гарвардского профессора Питера Галисона посвящена феномену одновременности удалённых друг от друга событий. В прикладном значении в конце XIX - начале XX вв. это означало решение проблемы синхронизации часов. В философском, антропологическом смысле речь идёт о новой чувствительности человека: массовое распространение приборов для измерения времени породило и новое чувство у человека - чувство такта, часовой тик (невроз). Но, как оказалось, без синхронизации часовых механизмов в наступившей геополитической реальности - телеграф, распространение железных дорог и телефонной связи, военное дело и навигация - обойтись невозможно. Фигуры двух выдающихся физиков - француза Анри Пуанкаре и немца Альберта Эйнштейна - оказались центральными в процессе глобальной синхронизации инструментов индикации времени. Галисон виртуозно систематизирует огромный и очень запутанный фактический материал, исторические источники. Ему удаётся показать не только разницу в подходах Пуанкаре и Эйнштейна к решению проблемы одновременности и теории относительности, но и аргументированно объяснить причины, вызвавшие эту разницу.

Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СССР: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 3 (2023)
Авторы: Филь Марина Михайловна

Рецензия представляет коллективную монографию «Правовая политика советского государства в сфере развития науки». В монографии рассмотрены правовые и организационные меры Советского государства, направленные на организацию и регулирование научно-технической деятельности в нашей стране начиная с послереволюционных времён и заканчивая концом 1990-х годов. В частности, показан процесс становления советских органов управления наукой, освещены вопросы взаимодействия Советского государства и коммунистической партии с Академией наук, рассмотрена деятельность государства в некоторых приоритетных направлениях развития отечественной науки, показана деятельность власти по государственному контролю в научно-технической сфере. Работа опирается на большое число принятых в РСФСР в 1917-1922 гг. и в СССР в 1923-1980-х гг. нормативных правовых актов, касавшихся регулирования деятельности в сфере науки, научно-технического прогресса. Огромную ценность работе придают обильно цитируемые архивные документы, за введение которых в научный оборот авторы заслуживают особой большой благодарности.

Сохранить в закладках
ЗНАНИЙ И ЗРЕЛИЩ! РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "SCIENCE IN THE MEDIA: POPULAR IMAGES AND PUBLIC PERCEPTIONS" (2023)
Выпуск: Том 5 № 2 (2023)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

В статье обсуждается монография «Science In The Media: Popular Images and Public Perceptions», написанная Полом Брюэром и Барбарой Лэй из Университета Делавэра. В книге затрагивается проблема изображения науки и учёных в медиа и даётся аналитический обзор множества медиаформатов (от детских телешоу до постов в социальных сетях), формирующих представления о науке среди широкой аудитории. Книга написана на американском материале, но подмеченные авторами тенденции, равно как и сделанные выводы, важны далеко не только для США, что придаёт их работе дополнительную ценность. Авторы собрали, классифицировали, социологически обработали огромный массив материалов и смогли рельефно очертить наиболее эффективные способы продвижения научного знания в обществе, помогая при этом понять неизбежные ограничения разных форматов масс-медиа в качестве каналов коммуникации между научным сообществом и широкой публикой. Кроме того, авторы, отслеживая логику и приоритеты разнообразных медиаформатов (сериалов, телешоу, новостных программ и так далее), попутно объясняют парадокс увлечённости псевдонаукой на фоне изобилия научной информации. Вместо того, чтобы сетовать на поверхностность журналистов и телешоу, авторы предлагают учёным, во-первых, тщательно выбирать программы для сотрудничества, во-вторых, учитывать специфику того или иного медиаформата при работе с ним, и, в-третьих, активнее использовать цифровую среду для продвижения научных точек зрения.

Сохранить в закладках
О ПРОЩАНИИ С ПОЛИТИКОЙ ЗАВИСИМОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "О ДОЛГОСРОЧНОМ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 2 (2023)
Авторы: Семенов Евгений Васильевич, Сказочкин Александр Викторович

Рецензия представляет коллективную монографию «О долгосрочном научно-технологическом развитии России» и стенограмму её обсуждения, включая доклады руководителей авторского коллектива и выступления участников обсуждения книги. Часть монографии посвящена анализу мировых тенденций научно-технологического и инновационного развития, частного финансирования исследований и разработок, цифровизации экономики и общественной жизни. В монографии выполнен анализ сильных и слабых сторон российского научно-технологического комплекса и дана оценка его места в мире. В рецензии подчёркнуто, что авторы монографии критически оценивают состояние российского научно-технологического комплекса, считают его работающим на внешние системы и обосновывают необходимость отказа от существующей научно-технологической политики в пользу национально ориентированной. В монографии предложены меры по изменению всех составляющих системы управления научно-технологической сферой, для чего необходима разработка на новых принципах Стратегии технологической модернизации российской экономики, воссоздание органа управления, аналогичного ГКНТ, переформатирование ныне «разомкнутой» инновационной системы. Авторами монографии предложено решение проблемы научно-технологического прогнозирования с использованием отечественного и международного опыта форсайта. Предлагаемые в монографии подходы и решения принципиально поддержаны участниками обсуждения книги, поскольку они выражают глубинные настроения преобладающей части российского научного сообщества и, несомненно, заслуживают самого внимательного дальнейшего критического обсуждения и конструктивной проработки.

Сохранить в закладках
МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2023)
Выпуск: Том 5 № 1 (2023)
Авторы: Соколов Дмитрий Васильевич

Первая книга, о которой идёт речь в обзоре, – “Globalizing China – Social and Governance Reforms” («Глобализирующийся Китай: реформы в социальной сфере и управлении»). Её автор – Ка Хо Мок, вице-президент Университета Линнань, специалист в сравнительной политологии и социологии. Книга посвящена анализу китайской модернизации за последнюю четверть века, т. е. с конца 1990-х по начало 2020-х гг., хотя отдельные главы охватывают более масштабные периоды. В фокусе авторского внимания находятся три больших области: социальное обеспечение, высшее образование и государственное управление.

Сохранить в закладках