Архив статей журнала
Необходимо продолжение изучения нового понимания дефиниции «труд» с точки зрения изменений Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Целью статьи являются разработка и формулирование инновационного понятия «труд» для эффективной реализации новых конституционных принципов, которые впервые в истории трудового права были закреплены на уровне Основного закона страны. В связи с этим важно закрепить понятие «труд» в Трудовом кодексе РФ в широком аспекте и в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации», приравняв понятие «занятость» к дефиниции «труд», что позволит более четко определить сферу реализации таких новых конституционных принципов, как уважение к труду, уважение к человеку труда; установление минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; обеспечение социального партнерства. Легальное закрепление дефиниции «труд» в широком аспекте будет способствовать развитию не только трудового законодательства, но и теории трудового права в аспекте изучения понимания характера таких принципов, как уважение к труду и уважение человека труда, которые, на наш взгляд, должны быть также закреплены в Трудовом кодексе РФ. Эти принципы, несомненно, носят межотраслевой характер, так как лежат в основе не только трудового, но и гражданского и административного права.
В последние годы пристальное внимание уделяется социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктической зоны России, в том числе повышению эффективности развития труда и занятости. Принимаются стратегии, государственные программы и иные документы, направленные на снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест на малонаселенных территориях этих регионов. Автор выделяет основные задачи, которые следует учитывать в первоочередном порядке для решения проблем занятости. Отмечено, что в региональных нормативных актах и социально-партнерских соглашениях проблемы занятости граждан, проживающих на малонаселенных территориях Дальнего Востока и в Арктической зоне до настоящего времени не нашли законодательного закрепления и, как следствие, обозначенные проблемы остались без соответствующего правового решения.