Архив статей журнала

СЕМЕЙНАЯ ИПОТЕКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (2024)
Выпуск: Том 27 № S1 (2024)
Авторы: Ярашева Азиза Викторовна, МАКАР СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

На преодоление негативной демографической ситуации в России направлен ряд инструментов государственной политики, в числе которых «семейная ипотека» - программа жилищного кредитования для российских семей с детьми, которые могут оформить её по сниженной процентной ставке. Цель статьи - выявить сложившиеся тренды в улучшении жилищных условий семей с детьми, определить эффективность данного инструмента и его возможного влияния на изменение уровня рождаемости в России. Информационную базу работы составили нормативно-правовые акты, информационно-аналитические материалы, в том числе данные кредитных организаций по рынку ипотечного кредитования и результаты социологических опросов. Авторами осуществлён анализ причинно-следственной связи между совершенствованием государственной программы семейной ипотеки (2018-2024 гг.) и возможностью её превращения в реальный инструмент демографической политики. Выявлена прогрессивная динамика изменения дополнительных условий программы «Семейная ипотека» в соответствии с национальными целями, социально-экономическими условиями и макрорегиональными приоритетами. Выделены ограничения в реализации госпрограммы на каждом этапе, а также перспективные условия для повышения привлекательности семейной ипотеки, которая стала самой популярной у россиян программой с государственной поддержкой в 2023 г. и сохраняет свою востребованность в 2024 г., объявленном в России «Годом семьи». Показано, что в рамках конкуренции за заёмщика возникают новые формы взаимодействия кредитных организаций и застройщиков, а Дальневосточный регион сохраняет свои преимущества по льготному кредитованию. Отмеченные особенности менталитета современной российской молодёжи свидетельствуют о преимущественной осведомлённости, но сдержанности в отношении программ господдержки с ипотекой. Программа семейной ипотеки пока не стала эффективным инструментом демографической политики страны.

Сохранить в закладках
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ (2024)
Выпуск: Том 27 № 3 (2024)
Авторы: МАКАР СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА, Ярашева Азиза Викторовна

Устойчивый экономический рост и пространственное развитие особенно важны для России в настоящий период в условиях внешних процессов нестабильности. Производительность труда представляет собой один ключевых параметров роста и развития не только на национальном уровне, но и субнациональном. Очевидна потребность и возможность её повышения за счёт приращения человеческого капитала российских регионов. Целью статьи является выявление особенностей дифференциации социально-экономического пространства Дальневосточного макрорегиона (ДФО) на основе территориальных и деятельностных (отраслевых) различий производительности труда с учётом параметров значимости человеческого капитала в целях эффективного государственного управления для достижения национальных целей, соответствующих Указу Президента РФ от 07.05. 2024 года № 309: реализация человеческого потенциала, повышение квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, устойчивая и динамичная экономика. Информационной базой исследования стали публикации преимущественно российских учёных, статистические данные и информационно-аналитические источники. В исследовании применена методология пространственного анализа, методы - контент-анализа, статистического, сравнительного анализа, метод экспертного оценивания и другие. Выявлены макрорегиональные особенности и региональные акценты на основе исследования динамики региональных показателей производительности труда Дальневосточного макрорегиона за период 2018-2022 гг., в т.ч. по группам видов экономической деятельности. Повышение производительности труда рассмотрено как фактор устойчивого экономического роста на всех пространственных уровнях, в том числе макро- и мезорегиональном - среди занятого населения с высшим образованием. Выделено макрорегиональное ядро трансформации человеческого потенциала в человеческий капитал (Приморский край). Применение полученных результатов целесообразно в рамках осуществления программ и проектов государственного управления технологическим развитием регионов страны, повышения благополучия людей в ДФО, который представляет геополитический и геоэкономический приоритет России.

Сохранить в закладках
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА (2024)
Выпуск: Том 27 № 2 (2024)
Авторы: Локосов Вячеслав Вениаминович, Ярашева Азиза Викторовна, МАКАР СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и использования человеческих ресурсов в России. Цель исследования - выявить параметры пространственной взаимосвязи между полученным профессиональным образованием и трудоустройством по обретённой специальности. Объект исследования - соотношение двух сфер социального пространства: 1) сферы образования, где происходит фиксация выбора будущей специальности и получение профессионального образования разного уровня и 2) сферы трудоустройства, которая соответствует, либо не соответствует полученной специальности, и в зависимости от этого влияет на достижимость задачи развития человеческих ресурсов. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, данные платформ по поиску работы, социологических опросов ВЦИОМ. Показана динамика (2006-2021 гг.) представлений россиян относительно соотношения престижности профессий и их доходности. Проанализировано соответствие выполняемой россиянами работы полученным профессиональным навыкам: когда знания и навыки полученные в процессе образования и закрепления определённого профессионального уровня по конкретной специальности либо реализуются в экономике и способствуют дальнейшему формированию человеческих ресурсов (в большей степени характерно для крупных городов), либо не происходит применения имеющихся знаний в виду трудоустройства по «чужой» специальности. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для учёных, исследователей и специалистов, которые занимаются проблемой несоответствия полученной специальности (как знаний и навыков, являющихся существенной частью человеческих ресурсов) и реальной выполняемой работой по профессии, а также для различных органов власти, принимающих участие в решении вопросов социального и экономического характера, в частности: формирования контрольных цифр приёма в учебные заведения и регулирования рынка труда.

Сохранить в закладках