Архив статей журнала
В статье отношение населения к энергосбережению рассматривается как одна из характеристик человеческого потенциала. Показана сильная дифференциация показателей потребления электроэнергии населением по странам и российским регионам, проанализирован ряд факторов, влияющих на выявленные различия. Гипотетически выделены следующие семь факторов: климат; среднедушевые доходы населения; уровень бедности; доля лиц, имеющих высшее образование; соотношение городского и сельского населения; возрастная структура населения; уровень газификации жилищного фонда. Информация для анализа бралась из статистических сборников не только федеральных, но и по каждому региону, что сильно затруднило её сбор. Определены корреляционные связи между подушевыми объёмами потребления электроэнергии населением и указанными факторами. Показано, что население больше склонно экономить свои расходы на оплату электричества, чем саму электрическую энергию, т.е. определяющую роль в стимулировании энергосбережения играют тарифы на электроэнергию для населения. Подушевые расходы на электроэнергию имеют положительную связь со среднедушевыми доходами и отрицательную - с уровнем бедности. Сельское население потребляет в расчёте на душу населения меньше электроэнергии, чем городское. Обнаружено влияние на энергопотребление возрастной структуры населения: чем выше доля трудоспособного населения, тем меньше удельное потребление электроэнергии, и наоборот, энергопотребление выше в регионах с большей долей лиц старшего поколения. Вследствие разного уровня газификации регионов отдельно исследовалась их выборка, сформированная из регионов примерно одного уровня газификации жилищного фонда. Результаты корреляционного анализа такой выборки оказались мало отличающимися от результатов, полученных по всем 85 регионам. Исключение составила связь объёмов потребления электроэнергии населения с уровнем высшего образования - в выборке оказалась намного более тесная отрицательная зависимость этих показателей.
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и использования человеческих ресурсов в России. Цель исследования - выявить параметры пространственной взаимосвязи между полученным профессиональным образованием и трудоустройством по обретённой специальности. Объект исследования - соотношение двух сфер социального пространства: 1) сферы образования, где происходит фиксация выбора будущей специальности и получение профессионального образования разного уровня и 2) сферы трудоустройства, которая соответствует, либо не соответствует полученной специальности, и в зависимости от этого влияет на достижимость задачи развития человеческих ресурсов. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, данные платформ по поиску работы, социологических опросов ВЦИОМ. Показана динамика (2006-2021 гг.) представлений россиян относительно соотношения престижности профессий и их доходности. Проанализировано соответствие выполняемой россиянами работы полученным профессиональным навыкам: когда знания и навыки полученные в процессе образования и закрепления определённого профессионального уровня по конкретной специальности либо реализуются в экономике и способствуют дальнейшему формированию человеческих ресурсов (в большей степени характерно для крупных городов), либо не происходит применения имеющихся знаний в виду трудоустройства по «чужой» специальности. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для учёных, исследователей и специалистов, которые занимаются проблемой несоответствия полученной специальности (как знаний и навыков, являющихся существенной частью человеческих ресурсов) и реальной выполняемой работой по профессии, а также для различных органов власти, принимающих участие в решении вопросов социального и экономического характера, в частности: формирования контрольных цифр приёма в учебные заведения и регулирования рынка труда.