Архив статей журнала
В статье освещается малоизученный сюжет истории ЯГПУ, связанный с обучением в Ярославском педагогическом институте студентов, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В основу исследования легли личные дела студентов, хранящиеся в архиве ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Содержащиеся в личных делах студенческие документы, автобиографии, приказы по вузу, переписка с администрацией позволяют реконструировать процесс обучения студентов-блокадников в Ярославском пединституте. В результате исследования были выявлены трудности материального и бытового характера, с которыми сталкивались ленинградские студенты и охарактеризована помощь пединститута в их преодолении. Констатировано, что студенты обеспечивались стипендией и переводились на бюджетные места, как правило, за выдающиеся успехи в учебе. Институт не мог обеспечить бюджетными местами и стипендиями всех ленинградцев, несмотря на их тяжелое финансовое и семейное положение. Установлено, что часть студентов отчислялась за невозможностью оплачивать обучение. Многие студенты устраивались на работу: в образовательные учреждения (детские сады, техникумы), на заводы, в колхозы; некоторые девушки заканчивали медицинские курсы и работали в эвакогоспиталях. Констатировано, что сразу после снятия блокады Ленинграда часть студентов реэвакуировалась для продолжения обучения в прежнем вузе. Посчитано количество отчислившихся студентов, а также количество студентов, окончивших ЯГПИ в 1942-1947 гг., определена их доля в числе поступивших в Ярославский пединститут эвакуированных ленинградцев. Выявлены ведущие ученые СССР, получившие часть своего образования в ЯГПИ. Материалы статьи могут быть востребованы исследователями высшей школы, образования, краеведами.
Подготовка студентов по направлению «Дизайн» предполагает глубокое теоретическое понимание ими основных категорий соответствующей сферы знаний. Современный дизайн находится на пересечении различных областей знания: художественной эстетики, психологии, инженерии, сенсибилизации, семиотики и т. д. Обособленно эти дисциплины могут быть связаны между собой лишь косвенно, однако их достижения находят свою реализацию в материальных и нематериальных вещах, спроектированных человеком, - иными словами, являются результатом дизайна. Подобное положение вещей создает довольно беспорядочное представление о дизайне, а его аналитическая операционализация требует наведения порядка во всем многообразии практик и подходов к его определению, для чего может потребоваться деконструкция предметной плоскости дизайна на отдельные составляющие её элементы. Методологическим основанием такого подхода является концепция коннективизма в аспекте ризомных систем. Методология коннективизма предлагает сетевую модель для описания тех или иных социальных или технологических сущностей, что, на взгляд автора, поможет по-новому взглянуть на суть проблемы: дать новое осмысление понятия «дизайн» в современном научном мире, что является основной целью данной статьи. Раскрытие для студентов пути исследования, предлагаемого автором, может стать основой более глубокого понимания ими сути дизайна и развития аналитико-синтетических способностей. Для достижения цели исследования были использованы основные методы исследования: сравнительно-исторический анализ научной литературы, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений. В статье рассматриваются различные взгляды на толкование понятия «дизайн» с исторической точки зрения. В качестве заключения автор предлагает свою трактовку понятия «дизайн», что является основным результатом исследования.
В статье рассматривается вопрос о том, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает студентам в преодолении ненормативных кризисов, которые могут серьезно подорвать их психическое здоровье и академическую мотивацию. Обсуждается, как тревожность, депрессия и другие проявления ненормативных кризисов могут препятствовать успешной учебной деятельности, а также демонстрируется, что КПТ не только способна смягчить эти состояния, но и развивает у студентов навыки адаптивности в преодолении стресса, что имеет важное значение для их общего психического благополучия и успеха в учебе. Рассматривается, какие последствия ненормативные кризисы могут иметь для учебной деятельности и психического состояния. Подчеркивается, что эффективное преодоление этих кризисов требует развития адаптивных стратегий управления стрессом, а КПТ является одним из методов, способствующих этому развитию. Студенты после работы с психологом с применением КПТ обретают не только способность эффективно справляться с текущими проблемами, но и основу для более успешного управления своим состоянием в будущем. В работе освещены теоретические аспекты применения КПТ, в ней также представлены результаты эмпирического исследования, показывающие, как именно КПТ помогает студентам находить пути решения кризисных ситуаций в образовательном пространстве. В статье проанализированы результаты исследования ряда авторов и представлены собственные данные авторов статьи, касающиеся предмета и задач исследования. Подчеркивается, как важен учет личных особенностей и специфика жизненных ситуаций каждого студента при внедрении КПТ в структуру психологической помощи субъектам образования. Проведенное исследование показывает, что КПТ не только эффективна в борьбе с ненормативными кризисами, но и способствует формированию у студентов личностной устойчивости, эмоциональной стабильности и способности к саморегуляции - как условий противодействия возникновению личностных деформаций и факторов совладания с многочисленными стрессовыми ситуациями, неизбежными в образовательном процессе.