ISSN 2618-9461
Языки: ru · en

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Архив статей журнала

ИЗ ПРОШЛОГО КАФЕДРЫ ИСТОРИИ МУЗЫКИ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ШКОЛА М. Ф. ГЕЙЛИГ — УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА (2024)
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Авторы: Королевская Наталья Владимировна

Статья посвящается выдающемуся представителю исторического музыкознания Саратова — Марианне Фёдоровне Гейлиг (1909–1984), работавшей в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова с 1950 по 1979 г., вошедшей в историю СГК в качестве первой заведующей образованной в 1961 г. кафедры истории музыки, создавшей свою научно-педагогическую школу, которая на протяжении более полувека определяла профессиональное лицо кафедры. В фокусе внимания автора — профессиональный путь М. Ф. Гейлиг, выпускницы Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко, доцента Киевской консерватории, научная и педагогическая деятельность М. Ф. Гейлиг в Саратовской консерватории. В статье анализируется научное наследие М. Ф. Гейлиг, связанное с изучением оперных форм в русской классической опере, её вклад в методику преподавания музыкальной литературы в среднем звене профессионального музыкального образования.

Сохранить в закладках
ВСЕЛЕННАЯ ВЛАДИМИРА КОРОЛЕВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ СООТНОШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (2024)
Выпуск: № 2 (24) (2024)
Авторы: Королевская Наталья Владимировна

Статья посвящена творчеству саратовского композитора Владимира Григорьевича Королевского (1960–2022). Автором предпринята попытка его целостного охвата, в котором объединились два подхода — синхронический, формирующий взгляд на целостность звукового мира В. Королевского с позиции соотношения внешних (чисто музыкальных) и внутренних (смысловых) форм, и диахронический, фиксирующий моменты расслоения музыкального континуума произведений композитора на звуковой и концептуальный планы. Отталкиваясь от ранних фортепианных сочинений В. Королевского как чисто акустических (звуковых) конструкций, автор устанавливает три основных направления возникновения внутренних форм — в сфере семантизации тембра, формо- и стилеобразования, ставшие объектом аналитического осмысления. На примере Второй фортепианной сонаты, Первого струнного квартета и Пятой симфонии «Вселенная Нино Роты» получил раскрытие авторский принцип синхронической сонатности, формировавшийся на уровне внутренней формы, обусловленный особенностями амбивалентного мировидения композитора; на основе произведений с ярко выраженной полистилистической «аурой» — таких, как «Гимн, мотет и фугетта», «Шесть детских песен на стихи Б. Заходера», «Речитатив и сонатина для флейты и камерного оркестра» и Третья симфонии — выявлен эксклюзивный метод полистилистики В. Королевского, основанный на индивидуальном интонационно-драматургическом переосмыслении стилевых моделей прошлого, и показан процесс превращения чисто звуковых полистилевых структур во внутреннюю форму музыкальной композиции. На основе анализа сделан вывод о приближении музыки композитора к идеалу классического искусства, основным законом которого является равновесие красоты материи и её одухотворяющего преображения.

Сохранить в закладках