EISSN 2221-1616
Языки: ru · en

Архив статей журнала

К НАУЧНОЙ ТРАКТОВКЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Осипов Александр Михайлович

В статье обоснована проблема общественной эффективности образования как главного научно-практического продукта и, одновременно, области теоретической интеграции социологии образования. Ее решение - предпосылка преодоления бюропатологий и перехода от универсального и бюрократического менеджмента к научному управлению образованием. Подход к общественной эффективности образования раскрыт на основе концепции его институциональных функций, как отношение общественно значимых результатов к совокупным затратам (включая нематериальные) на образование. Трактовка этой проблемы предполагает: определение методологической роли социологии в решении данной теоретико-прикладной проблемы; учет всего спектра институциональных функций (воздействие на все сферы жизни общества, отложенность результатов во времени; несводимость к рыночной услуге или педоцентристским и «компетентностным» схемам); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов.

Отсутствие в действующем законодательстве РФ понятия «общественная эффективность образования» создает в образовательной политике нормативное пространство для бюропатологий. Бюрократы подменяют общественную эффективность образования - многокомпонентный критерий качества управления - выгодным для них проектным менеджментом. Они игнорируют обширную ответственность образования в обществе, дробя управление им на короткие проекты, и в этом действия бюрократов сливаются с неолиберальными «модернизациями» и педоцентристскими «реформами», приводят образование к кризису, растрате государственных ресурсов, отставанию в глобальном соперничестве.

Автор приходит к выводу, что для решения проблемы эффективности необходима методология анализа общественных затрат и результатов образования в рамках его институциональных функций. Успешная разработка концепции общественной эффективности обеспечит опережающее развитие социологии образования в России на фоне мировых трендов мелкотемья и теоретической дезинтеграции этой отрасли науки. Последнее, по мнению автора, всецело отвечает приоритетам российского общества, образования и науки.

Сохранить в закладках