Архив статей журнала
Динамично изменяющаяся среда и высокий уровень конкуренции - реалии современного бизнеса, где компании постоянно сталкиваются с новыми вызовами и трудностями. В статье с позиции управления социальными процессами представлен анализ возможности комплексного внедрения (применения) в российских компаниях цифровизации и ESG-принципов. Проанализированы преимущества внедрения обеих стратегий, выявлены точки их соприкосновения и перспективы совместного применения.
В статье делается акцент на сложившихся практиках анализа данных, получаемых в фокус-групповых исследованиях. Постулируется наличие определенного противоречия: с одной стороны, такие исследования развиваются на протяжении почти 80 лет, а с другой стороны, наблюдается явный дефицит работ по анализу данных, генерируемых в таких исследованиях. Результат противоречия - возникновение трудностей в использовании сложившихся практик анализа данных (как в исследовательской, так и в практической деятельности). Делается вывод о необходимости инвентаризации лучших практик интерпретации данных фокус-групп и презентации их в виде «пошагового» руководства по анализу данных фокус-групп. Подчеркивается, что именно в настоящее время назрела необходимость услышать голоса тех, кто неслышим и (или) уязвим в социальном, экономическом и иных контекстах, углубляя тем самым понимание динамичного и нестабильного социума.
В статье представлены результаты анализа степени включенности крупных российский производственных компаний в процесс трансформации экономики в сторону нового технологического уклада на принципах устойчивого развития. Выявлена потребность производственных компаний во взаимодействии с органами власти для реализации проектов в сфере «зеленой» экономики. На основе современных моделей социально-экономического развития авторами предлагается решение проблемы: построение прочных процессов взаимодействия производственных компаний и органов власти на основе консолидации ресурсов, необходимых для реализации проектов.
Статья посвящена исследованию по формированию модели профессиональных компетенций работников железнодорожного транспорта на основе анализа нормативных документов компании. В ходе исследования рассмотрены основные определения понятия «компетенция», а также подходы к моделированию компетенций, существующие в научно-исследовательском поле. Проанализированы специфические особенности нормативного положения о формировании модели профессиональных компетенций в компании ОАО «РЖД» .
В теории маркетинга для ряда товаров и услуг выделяется нерегулярный спрос. Отмечается, что у многих предприятий сбыт товаров (услуг) колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки мощности. Настоящая статья посвящена исследованию характера спроса почтовых услуг УФПС Самарской области АО «Почта России». Приводятся результаты исследования сезонности спроса почтовых услуг по направлениям. Рассмотрены возможности использования особого маркетингового подхода - синхромаркетинга - для улучшения работы предприятия. Дополнительно рекомендовано провести оптимизацию работы почтовых отделений, используя методы расчета системы массового обслуживания.
Программа устойчивого развития может быть реализована в разных сферах общественных отношений, являясь основой для ответов на современные вызовы. Сфера труда не является исключением. В статье рассмотрены возможности применения ESG-принципов в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях. Анализируются современные практики крупных работодателей, а также степень участия сторон трудовых правоотношений в реализации Программы устойчивого развития.
На протяжении столетий общественный договор в России определял политику государства. В статье рассматривается социально-профессиональная группа инженеров как объект и субъект «общественного договора» в послереволюционный период. Делается вывод о том, что данная социальная группа в этот период характеризовалась не просто неоднородностью, а наличием социального конфликта представителей старой и новой технической интеллигенции. Приводится описательный анализ противоречий, которые лежат в основе этого конфликта. В заключение делается вывод о том, что идея общественного договора, воплощенная властью с целью превращения СССР в сверхдержаву, оказалась очень привлекательной для инженеров, которые должны были сыграть в этом процессе определяющую роль, но путь к этому для технической интеллигенции оказался достаточно тернист.
В статье рассматривается проблема общественного договора между технической интеллигенцией и руководством СССР, причем анализируется достаточно большой исторический период, который включает правление трех политических лидеров: И. В. Сталина, Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева. Автор отмечает, что техническая интеллигенция того периода по своему составу имеет очень сложную структуру, предложенную О. И. Шкаратаном. Делается вывод о том, что общественный договор между инженерами и советским руководством различается в зависимости от исторического этапа, а в период девятой пятилетки можно считать, что он был «расторгнут».
Статья посвящена трансформации современного общества благодаря развитию креативных индустрий, создающих спрос на определенного рода профессии, отличающиеся инновационным подходом к труду, творческим мышлением и креативностью. Все это порождает образование так называемого креативного класса. Отмечается, что креативный класс представляет интерес для изучения как социологами, так и экономистами, поскольку результат профессиональной деятельности представителей креативного класса сегодня может стать драйвером развития современной экономики.
Статья посвящена вопросам становления социально-политического аудита в современном обществе. Рассматриваются роль, задачи, функции и механизмы реализации социально-политического аудита как социальной технологии развития гражданского общества и демократического государства. Структурно-функциональная модель социально-политического аудита рассматривается с точки зрения фундаментальной теории институциональной экономики лауреата Нобелевский премии Д. Норта.