Архив статей журнала

ИСКУССТВО ВЫХОДИТ В ГОРОД: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПАБЛИК-АРТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА (2024)
Выпуск: № 1 (9) (2024)
Авторы: Баймурзина Анастасия Алексеевна, Гилева Дарья Константиновна, Харченко Вера Сергеевна

В статье сделана попытка найти ответы на вопросы, как представлен актуальный екатеринбургский паблик-арт в публикациях крупнейших городских СМИ и отражаются ли в журналистских текстах художественные особенности произведений искусства. Объектом статей стали произведения, созданные в рамках третьего сезона паблик-арт программы «ЧО» 2022 года: «Вытирайте ноги, проходите» анонимного автора, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, «Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой, «Самородок» Екатерины Рейшер, «Навсегда» Галины Беловой и Маргариты Хаак, «Визмут» арт-группы ХО ГУЙ, Wall_For_Scroll Олеси Ильенок, «Портал» Красила Макара, «Индустриальный младенец» арт-группы LKKL. Для работы были выбраны пять наиболее цитируемых СМИ Свердловской области согласно рейтингу компании «Медиалогия»: URA. ru, Е1. ru, «Комсомольская правда – Екатеринбург», «Европейскоазиатские новости», 66. ru. Всего было проанализировано 34 публикации.

Основным методом исследования стал семантический анализ текстов, позволяющий выделить их смысловое содержание. Авторы также рассматривали тексты на наличие маркеров, свидетельствующих о том, что журналисты рассматривали произведения искусства с точки зрения художественных особенностей последних: взаимодействие арт-объекта с городским пространством – с историческим контекстом места и его актуальным состоянием; технические и визуальные особенности работы – материалы, форма, колорит, фактура, масштаб, референсы внутри истории искусства. В результате проведенного анализа авторы статьи приходят к выводу, что подавляющее большинство текстов СМИ о паблик-арте носят информационный характер и в форме прямых или косвенных цитат передают читателям мнения художников – создателей арт-объектов, а также кураторов и организаторов фестивалей. В отдельные статьи интегрированы «кликбейтные» заголовки, журналисты описывают кейсы в связи с косвенными аспектами жизни художников. В рассмотренных текстах не встречается попытка проанализировать художественные особенности паблик-арт объектов, их связи с историческим и актуальным контекстом места не актуализируются, произведения не рассматриваются как инструменты работы с локацией. Отдельные тексты содержат информацию, связывающую актуальные паблик-арт-объекты с городской историей искусства или выделяющие отдельные художественные характеристики произведений – такие, как интерактивность или масштаб. Полученные результаты позволяют не только оценить текущую репрезентацию темы наследия в региональных интернет-СМИ, но и инициировать новые обсуждения механизмов работы с наследием и их роли в современной новостной повестке и жизни российских городов.

Сохранить в закладках