Процесс роста городов и трансформация их урбанистической структуры являются отражением многих факторов: экономических, политических, социальных, идеологических и других. Уральский регион, характеризующийся концентрацией крупнейших городов, является одним из наиболее урбанизированных в РФ. Статья посвящена анализу урбанистических процессов Уральского региона на рубеже XX–XXI вв. в контексте общеэкономических, политических и духовно-нравственных факторов. Методология исследования базируется на теориях урбанизации, градостроительства, эволюционном подходе. Использованы аналитические, статистически и сравнительные методы исследования. Информационную базу составили данные Росстата за 1989–2022 гг., характеризующие динамику урбанистических процессов. Границы агломераций Урала определялись исходя из официальных документов территориального или стратегического планирования. В результате выявлены тенденции трансформации уральской системы расселения и ее урбанистической структуры, в частности, качественное изменение отраслевой структуры городов, уменьшение числа рабочих мест в промышленности и сокращение численности городского населения, усиление агломерационных процессов и концентрации населения в крупнейших городах. Показаны последствия деурбанизации и деиндустриализации Уральского региона, среди которых увеличение доли крупнейших городов и усиление дисбаланса между группами городов различной величины. Впервые описан конструкт «Уральский урбанистический квадрат», включающий четыре крупнейшие городские агломерации – Екатеринбургскую, Челябинскую, Уфимскую и Пермскую. Подчеркивается, что Уральский урбанистический квадрат становится местом сосредоточения инвестиционных, человеческих, экономических и социальных ресурсов, ядром развития Уральского макрорегиона и его соседних территорий
Приоритетные направления развития макрорегионов, обозначенные в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., предопределяют необходимость глубокого изучения их транспортно-коммуникационной инфраструктуры, формирующей каркас территории. Статья посвящена оценке функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры федеральных округов РФ на основе использования пространственно-функционального методического подхода. Методологической базой послужили теории пространственного развития и теоретические положения экономики транспорта. Методика исследования включает несколько этапов, в том числе оценку реализации функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры в экономическом пространстве и расчет соответствующего интегрального показателя, а также процедуры ранжирования и кластеризации. Информационную базу составили данные Росстата за 2014–2022 гг. Выявлено, что абсолютным лидером по реализации всех функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры является ЦФО. При этом динамика показателей реализации отдельных функций зачастую выше у других макрорегионов, в частности, индикаторы территориальной функции опережающими темпами растут в СКФО, ПФО и УрФО. Результаты ранжирования и кластеризации федеральных округов по уровню развития, использования и качества функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры свидетельствуют о значительной неоднородности ее развития в федеральных округах, что влечет за собой снижение уровня их социально-экономического развития. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации при разработке программ развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры