Государственные проекты играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Реализация таких проектов зачастую осуществляется в условиях высокой неопределенности и нестабильности, часто в периоды кризисных ситуаций. В представленной работе подробно рассматривается специфика управления государственными проектами в кризисных ситуациях. Цель исследования — выявить ключевые факторы возникновения риска и разработать комплексную модель эффективного управления такими проектами в неблагоприятных, кризисных условиях. Внимание уделяется вопросам адаптации проектных решений к меняющимся обстоятельствам, повышению устойчивости процессов реализации проекта и минимизации рисков в условиях повышенной турбулентности экономики. В процессе исследования использовались следующие методы. Проведен подробный анализ профильной литературы и источников научных публикаций, посвященных проблемам управления государственными проектами в кризисных условиях. Это позволило выделить основные подходы, концепции и теоретические положения для дальнейшего исследования. Сравнительный анализ — сопоставлено влияние различных кризисных ситуаций на реализацию государственных проектов в разных условиях, определены сходства и различия их влияния. Моделирование — создана комплексная модель оценки устойчивости и адаптивности проектов в кризисных ситуациях. Настоящая работа направлена на изучение особенностей управления государственными проектами в кризисных условиях, определение типичных трудностей и разработку эффективной модели управления государственным проектом в условиях кризиса. Предложенная модель ориентирована на поддержку принятия обоснованных управленческих решений, обеспечение устойчивого прогресса проектов и достижение поставленных целей, несмотря на внешние трудности и ограничения. Ее применение в практической деятельности во многом поможет минимизировать влияние возникающих рисков на реализацию государственных проектов, повысить их устойчивость вне зависимости от внешних факторов. Таким образом, настоящая работа имеет важное прикладное значение для органов власти и организаций, занимающихся реализацией крупномасштабных государственных проектов, предлагая научно обоснованную концепцию управления проектами в кризисных условиях, способствующую достижению поставленных целей и решению приоритетных задач национальной экономики и социальной сферы.
В статье рассматривается процесс цифровой трансформации государственного управления в России, где предоставление услуг в электронном формате является одной из важных функций исполнительной власти. Ключевые показатели развития электронного правительства демонстрируют значительный рост: в 2023 г. через портал «Госуслуги» оказано более 340 млн услуг, что на 100 млн превышает показатели предыдущего периода. Основные направления модернизации услуг включают внедрение клиентоцентричного подхода через «жизненные ситуации», развитие суперсервисов (например, «Поступление в вуз онлайн») и создание цифровых платформ («ГосТех», ФГИС ПГС). Исследовательская цель работы заключается в анализе методов перехода к сервисно-ориентированной модели управления и выявлении существующих барьеров. Среди основных препятствий отмечены: технологическое неравенство (78,4% доступ к интернету в сельской местности); организационные противоречия (интеграция 68% информационных систем); кадровый дефицит (недостаток 10 тыс. IT-специалистов). Успешные практики представлены работой Центров управления регионами (ЦУР) и Платформы обратной связи, охватывающей 20 тыс. органов власти. Рекомендации по преодолению проблем включают развитие цифровой инфраструктуры, совершенствование законодательства, внедрение искусственного интеллекта для анализа обращений граждан и усиление информационной безопасности. Реализация предложенных мер направлена на повышение качества государственных услуг, сокращение административных издержек и укрепление доверия граждан к государственным институтам в условиях цифровой эпохи.
Статья посвящена комплексному анализу инструментов государственного регулирования цифровой экономики Российской Федерации, что придает работе практико-ориентированный характер. Обоснована двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она способствует созданию высокопроизводительных рабочих мест, автоматизации промышленных и административных процессов, снижению транзакционных издержек и доступности государственных сервисов; с другой — усиливает риски киберугроз, технологической безработицы, олигополизации цифрового рынка, а также углубляет региональные диспропорции и кадровый дефицит. Для нивелирования указанных угроз государство задействует многоуровневую систему мер, ядром которой является национальный проект «Цифровая экономика» и девять взаимодополняющих федеральных проектов — от формирования гибкой нормативной среды и развития информационной инфраструктуры до подготовки кадрового потенциала и масштабирования искусственного интеллекта. В работе показано, что координационная платформа АНО «Цифровая экономика» служит интерфейсом взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая аналитическую поддержку, тиражирование лучших практик цифровой трансформации и разработку инициатив эффективного регулирования. Ключевой акцент сделан на стимулирующие механизмы: «цифровые песочницы», налоговые преференции, льготное кредитование, упрощенные госзакупки и программы профессиональной переподготовки, которые совместно формируют благоприятную институциональную среду для ИТ-компаний. Особое внимание уделено институту «цифровых песочниц» как форме экспериментальных правовых режимов, минимизирующих регуляторные барьеры и ускоряющих коммерциализацию инноваций. Выявлены социально-экономические эффекты комплексных налоговых и кадровых льгот для ИТ-отрасли, обеспечивающих рост валовых внутренних затрат на цифровую экономику до 5,2 трлн руб. и выводящих Россию в ТОП-10 рейтинга GovTech Maturity Index. Приведенный аналитический обзор может служить методологической основой для дальнейших исследований и разработки стратегических рекомендаций.