Публикации автора

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ СИМФОНИИ: К ВОПРОСУ МОДИФИКАЦИЙ ЖАНРА (2024)

В статье освещаются пути развития концертной симфонии в отечественной музыкальной культуре. Предметом исследования является концертная симфония в ее различных модификациях. В ходе анализа используется комплексный подход, объединивший жанровый, структурный, драматургический и концептуальный методы исследования. Некоторые произведения отечественных композиторов второй половины ХХ века анализируются впервые, что обусловливает новизну исследования и позволяет сделать обзорную характеристику одного из сквозных жанров в истории инструментального искусства.

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 4 (95) (2024)
Автор(ы): ШМАКОВА О. В., МИЩЕНКО О. В.
Сохранить в закладках
13 ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ АРИЕТТЫ ИЗ ЗИНГШПИЛЯ К. ДИТТЕРСДОРФА "КРАСНАЯ ШАПОЧКА" WOO 66 A-DUR В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАЛА В ПРОГРАММНЫХ ВАРИАЦИЯХ Л. ВАН БЕТХОВЕНА (2024)

В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Автор(ы): ШМАКОВА О. В., ПАРХОМЕНКО Г. В.
Сохранить в закладках
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА КОНЦЕРТНОЙ СИМФОНИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ИСТОКОВ ДО ХХ ВЕКА (2025)

В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 1 (96) (2025)
Автор(ы): ШМАКОВА О. В., МИЩЕНКО О. В.
Сохранить в закладках