В статье предложено обзорное изложение событий исторически важного собрания, состоявшегося в 1921 году в Дагестане с целью присвоения области статуса автономной советской социалистической республики. Автор показывает значение этого события для дальнейшей судьбы ДАССР, а также отмечает его роль и значение в государственном строительстве РФ в целом.
Авторы статьи на основе полевого этнографического материала с использованием общенаучных историко-генетического и ретроспективного методов исторической науки и специальных методов этнологии изучают современный брак и обряды жизненного цикла кумыков с. Бабаюрт. Исследуются подвергшиеся трансформации под влиянием глобализации и социокультурных процессов Новейшего времени институт брака, свадебные, родильные и похоронные обряды.
Проживая в этноконтактной зоне, кумыки с. Бабаюрт испытывают определенное влияние культуры ногайцев, русских, чеченцев, горских народов Дагестана, что нашло отражение в
репертуаре свадебной музыки, меню свадебного стола, а также способствовало росту количества межнациональных браков.
Основу обрядов жизненного цикла у кумыков с. Бабаюрт составляют традиционные ритуалы, которые в принципе аналогичны подобным действам и церемониям других (срединных и южных) кумыков. В последние десятилетия в связи с усилением позиций ислама, глобализационным и социокультурным процессам они подверглись определенным трансформациям.
Традиционными остаются брак по сговору, основные этапы и состав участников свадебных, родильных и похоронных обрядов, реликты домонотеистических и древнетюркских ритуалов, регламент поминок и траура.
Брачные и семейно-бытовые обряды занимают важное место в системе ментальных ценностей, и их сохранение способствует сбережению этнической, национальной, культурной, религиозной и территориальной идентичности кумыков.