Актуальность. В современной психологии личности в условиях вызовов изменяющейся реальности особую актуальность приобретает изучение не только изменчивости личности, но и ее устойчивости. Традиционное понимание устойчивости как постоянства и неизменности не удовлетворяет формирующимся динамическим подходам к описанию личностной феноменологии, что определило появление понятия динамической устойчивости личности, отражающего ее процессуальную природу.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и валидизация опросника «Динамическая устойчивость личности».
Методы. Разработка опросника на основе теоретического представления концепта «динамическая устойчивость», валидизация опросника в результате двух серий исследований. Проверка конструктной валидности осуществлялась с помощью опросников «Большая Пятерка», «Жизненная позиция», «Виды самодетерминации». Общая численность выборки исследования – 674 человека.
Результаты. Создание опросника «Динамическая устойчивость личности», включающего шкалы («Устойчивость как чувство внутреннего равновесия», «Позитивное отношение к изменениям», «Положительное отношение к постоянству»), по 15 суждений в каждой.
Выводы. Шкалы опросника показали удовлетворительную согласованность. Полученные корреляции подтвердили конструктную валидность разработанного опросника. Тесные связи показателя динамической устойчивости личности с такими параметрами жизненной позиции, как ощущение гармонии собственной жизни и ее осознанность, указывают на фундаментальный характер фактора устойчивости как параметра, отражающего психологическое благополучие личности; этот вывод подтверждается и связями показателей опросника с особенностями самодетерминации. В целом, шкалы опросника динамической устойчивости личности ориентированы не на оценку способности к совладанию с собой или ситуацией, а на измерение степени осознанности совершаемого выбора в отношении необходимости изменений или поддержки стабильности. Опросник «Динамическая устойчивость ёличности» может использоваться для решения задач психологической диагностики.
Феномен самодетерминации личности описывает свободную сущность человека, способность совершать самостоятельный выбор, принимать осознанные решения, ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственных действий и поступков. Описывая механизмы реализации свободы и произвольной регуляции целенаправленной деятельности, имеющиеся концепции самодетерминации опираются на влияние биологических и социальных факторов либо транслируют идею независимости человека от них. Актуальность данного исследования обусловлена попыткой согласования принципов детерминизма и индетерминизма в объяснении феномена самодетерминации. Кроме того, данная работа направлена на изучение комплементарного взаимодействия различных проявлений самодетерминированного поведения на разных функциональных уровнях организации человека: индивидном, субъектном и личностном. В статье описана процедура разработки и валидидизации авторского опросника «’Виды самодетерминации личности». Методика основана на комплементарной модели самодетерминации личности и позволяет изучить три взаимосвязанных уровня (вида) -функциональную, целевую (деятельностную) и смысловую самодетерминацию, - каждому из которых соответствует уникальный набор эмпирических референтов. Процедура исследования включала три этапа разработки опросника, на каждом этапе уточнялись его содержание и структура. Для проверки конструктной валидности инструмента использовались методики «Шкала экзистенции», «Самоактивация личности», «Способность к самоуправлению», «Шкала осознанного выбора и самосознания», «Индекс автономного функционирования». По результатам исследования на выборке из 469 респондентов были подтверждены надежность и внутренняя согласованность опросника, его трехфакторная структура, соответствующая трем видам самодетерминации, и конвергентная валидность. Выявлены значимые различия по содержанию и смысловому наполнению между функциональным, деятельностным и смысловым уровнями самодетерминации, также показано комплементарное взаимодействие уровней. Проверка различий по полу, возрасту и уровн