Рассматриваются основные жаровые модели «военной» прозы Г. Д. Гребенщикова и И. С. Шмелёва. Актуальность работы определяется как избранным материалом - малоизученными и впервые введенными в научный оборот очерками и рассказами о Первой мировой войне, так и аспектом исследования - выявлением специфики авторских позиций и жанровых стратегий писателей. Задача - сравнить военные корреспонденции Гребенщикова - участника Первой мировой войны, очерки которого как бы взгляд на события «изнутри», и Шмелёва, который провел годы войны в тылу и высказывал точку зрения «извне». Различные жизненные и творческие позиции авторов способствуют воссозданию объективной картины Первой мировой войны, позволяют выявить основные жанровые модели у Гребенщикова (заметки, зарисовки, путевые очерки с преобладанием автобиографических мотивов), а также тенденцию к беллетризации «военной» прозы у Шмелёва. При этом у обоих прозаиков просматриваются схожие жанровые стратегии, связанные с эволюцией, - от очерков и рассказов к роману.
Георгий Дмитриевич Гребенщиков считается классиком сибирской литературы, он родился на юге Алтая (ныне территория Казахстана). В сибирских газетах появились его первые статьи, очерки и рассказы. В годы Первой мировой войны воевал на юге России, с 1918 по 1920 год жил в Крыму. К этому времени можно отнести формирование крымского текста в художественном мире Гребенщикова. В крымском тексте, который является важным в художественном мире писателя и не ограничивается временем проживания на Юге России, можно выделить эпистолярное наследие, публицистику и художественную прозу.