Актуальность. Принципы биоэтики, предложенные Бичампом и Чилдресом, сложно применимы для решения конкретных этических дилемм, возникающих в клинической практике. В научной литературе предложены иные способы их анализа. Целью - изучение этической проблемы медицинской ошибки при помощи метода Москопа на примере клинического случая экстрофии мочевого пузыря.
Материалы и методы. Метод кейсов Москопа позволяет проводить биоэтический анализ клинических ситуаций, формируя нормативное решение похожих ситуаций в будущем.
Результаты. При анализе настоящего случая допущенной медицинской ошибки рассмотрены такие этические аспекты, как взаимоотношения между врачом и пациентом, реагирование врачей-коллег и пациента на медицинскую ошибку, раскрытие медицинской ошибки. В результате биоэтического анализа кейса были сформированы следующие рекомендации: 1) Несмотря на объективные сложности лечения в низкопрофильном региональном центре и бюрократические механизмы перенаправления пациента в другое учреждение, врач должен уважать автономию пациента и его родственников, для чего следует проводить полное информирование о возможных рисках и альтернативах лечения; 2) Раскрытие истинных причин медицинской ошибки и принесение извинений может способствовать выстраиванию доверительных отношений с пациентом и снижению последующих конфликтов. Краткосрочный психологический дискомфорт при раскрытии будет возмещен долгосрочными положительными результатами взаимодействия с пациентами; 3) Критика предшествующего лечения должна происходить с учетом возможных сложностей диагностики на региональном уровне и недостатка опыта лечения редких патологий. Достижение преимущества перед своими коллегами через указание на их медицинскую ошибку без знания настоящих причин предшествующего лечения этически не оправдан.
Заключение. Важной функцией раскрытия врачебной ошибки является предостережение своих коллег от подобных ошибок. Большинство авторов придерживается мнения о том, что содействие в раскрытии ошибки и помощь в минимизации ее последствий являются профессиональным долгом врача, ставшего свидетелем неблагоприятного события, однако в медицинской среде, имеющей сильные корпоративные связи и культивирующей дух солидарности, этот принцип на практике не стал распространенным явлением.