Онтологическая безопасность макрополитического сообщест- ва сводится к безопасному ощущению сообществом себя-в-мире, выражаемому в предсказуемой социальной среде и в устойчивости представления о Себе в прошлом, настоящем и будущем. Механизм рутинизации постулируется теоретиками как многократное повторение определенных социальных действий, предназначенных для вытеснения коллективной тревожности и достижения тем самым состояния онтологической безопасности. Настоящая статья представляет одну из первых попыток концептуализации понятий «рутинизация» и «рутина» в теории онтологической безопасности в международных отношениях. Автором демонстрируется, что рутина – некое представление, воспроизводимое в ходе рутинизации. В эмпирической части работы автор рассматривает рутинизацию представления о Нас как о жертве на примере двух эпизодов сербского биографического нарратива – историй о Второй мировой войне и о Югославских войнах. Релевантность выбора предмета обосновывается наличием и результатами исследований, посвященных теме коллективной жертвы в сербской политике. Конструирование виктимологического нарратива о Второй мировой войне осуществляется за счет повышенного внимания к теме жертв среди мирного населения («мученики Ясеновацкие» или жертвы нацистского террора). В случае же Югославских войн аналогичная задача решается через коммеморацию травмирующих эпизодов национальной биографии (операция «Буря», бомбардировки НАТО) и через оспаривание факта причастности к массовым преступлениям («геноцид в Сребренице»), способной «размыть» рутинизируемое представление о коллективной жертве сербов. Показано, каким образом рутинизация представлений о коллективной жертве способствует укреплению онтологической безопасности Сербии.
В настоящей статье детально разбирается последнее обострение ситуации в Косове июля - августа 2022 г. Автор, проанализировав большое количество источников, делает вывод о том, что текущее обострение возникло вследствие кризиса поводов к конфликтности. Существует определенный диссонанс между масштабом кризисов двусторонних отношений Белграда и Приштины и масштабом их информационных кампаний. Также сделан вывод о том, что баррикады и протесты косовских сербов инструментализированы Белградом для достижения более выгодной переговорной позиции с Приштиной.
В статье рассматриваются причины и последствия согласия Албании, Косова и Северной Македонии временно принять у себя политических мигрантов из Афганистана, обратившихся за американской визой. Сравнительно незначительное количество афганских беженцев, которых затронет это решение Тираны, Приштины и Скопье, отражает преимущественно символическую, продиктованную соображениями политической лояльности природу последнего. В краткосрочной перспективе несколько тысяч афганцев (из числа сотрудничавших с американскими властями у себя на родине) не станут причиной нового миграционного кризиса, но в дальнейшем их присутствие может негативно сказаться на безопасности Балканского полуострова в частности и Европы в целом.