Черноморский регион (ЧР) в различных его геополитических конфигурациях является зоной приоритетных интересов турецкой элиты. До Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 г.) Черное море рассматривалось как «гарем султана». Являясь, по сути, полуостровом между Средиземным и Черным морями, Турция заинтересована в сохранении контроля над черноморским пространством либо в разделении ответственности с другой сильной державой, имеющей выход к Черному морю.
Цель исследования - выявить и изучить внешнеполитическую стратегию Турции в отношении ЧР как одного из ключевых геополитических пространств для национальных интересов Анкары. При этом под внешнеполитической стратегией понимается долговременный механизм субъекта в отношении объектов и конкурирующих субъектов, направленный на достижение как можно более выгодного пространственного положения, которое достигается с помощью военных и невоенных средств с применением соответствующих ресурсов с учетом фактора своевременности. В рамках достижения поставленной цели решаются конкретные задачи: выявлены устойчивые характеристики турецкой внешней политики, сформированные историческим опытом и географией, которые лежат в основе внешнеполитической стратегии Анкары; показано и исследовано стратегическое видение турецкой элиты в отношении ЧР; раскрыты механизмы влияния на регион внешних геополитических субъектов и сочетание этих механизмов с турецкими национальными интересами. Авторы вводят понятие «турецкий баланс» как механизм внешнеполитической стратегии Турции, главной целью которого является встраивание в логику и алгоритмы внешнеполитических балансов более сильных держав с взаимным их противопоставлением и дальнейшим уравновешиванием. Это позволяет Турции получать максимальные геоэкономические и геополитические дивиденды. Методология исследования представлена системным, геополитическим и цивилизационным подходами. Учитывая роль ЧР в военно-политической динамике с февраля 2022 г., механизмы внешнеполитической стратегии Турции в отношении региона приобретают для РФ первостепенный характер в различных направлениях национальной безопасности. Авторы принимают точку зрения, что февраль 2022 г. является инерцией развития марта 2014 г. и глубже - отложенным кризисом 1991 г., вызванным дезинтеграцией СССР. Однако именно начало специальной военной операции (СВО) вывело военно-политические противоборство на глобальном и региональном уровне в формат открытого противостояния. Россия бросила открытый вызов Западу и его системе союзников.
Многонациональная Россия на различных этапах своего существования сталкивается с разыгрыванием национального вопроса со стороны противоборствующих геополитических центров. Дискурс «деколонизации» и «деимпериализации» России приобрел на международной арене новый уровень актуальности после 24 февраля 2022 г. Цель исследования – определить и исследовать особенности деструктивной формы этнополитической мобилизации в регионах Российской Федерации через конструирование и продвижение дискурса «деколонизации» и «деимпериализации» России западными государствами.
Материалы и методы. В качестве материалов исследования привлекаются нормативно-правовые документы США, резолюции Европарламента, публикации и выступления представителей западной политической элиты и научно-экспертного сообщества, материалы Комиссии Соединенных Штатов по безопасности и сотрудничеству в Европе, контент различных организаций, зарубежных масс-медиа и СМИ-иноагентов. Методологическая основа исследования представлена системным, геополитическим и инструменталистским подходами, а также такими методами, как мониторинг, дискурс-анализ и контент-анализ.
Результаты исследования. Изучен нарратив «деимпериализации» и «деколонизации» России в публикациях западного научно-экспертного сообщества и материалах масс-медиа, определены политические технологии западных государств, направленные на разжигание этнического национализма и в последующем сепаратистских тенденций в регионах Российской Федерации. Выявлено, что западные проекты практической политики, направленные на формирование национальных противоречий в России, реализуются прежде всего через следующие инициативы: проведение мероприятий, посвященных «деколонизации» и «деимпериализации» России; использование представителей западно ориентированных национальных элит для поощрения сепаратистских тенденций в регионах России; принятие деклараций об «освобождении» народов России от «колониальной» зависимости; популяризация информации о необходимости «деколонизации» России через СМИ.
Обсуждение и заключение. «Деколонизация» и «деимпериализация» России направлены на реализацию деструктивной формы этнополитической мобилизации и на фрагментацию России по национальным линиям расселения. Выделено пять технологий формирования этнического национализма в российских регионах, которые применяются западными государствами в процессе современного противостояния с Россией. Результаты проведенного исследования будут полезны органам государственной власти разных уровней для разработки комплекса мер, направленных на противодействие разыгрывания «национальной карты» на территории России со стороны конкурирующих геополитических центров.