Государственная арктическая политика предполагает масштабное освоение Арктической зоны РФ (АЗРФ), охватывающее весь территориально-хозяйственный комплекс, включая природно-ресурсный потенциал, развитие Северного морского пути и центров высокотехнологичных индустрий, формирующих глобальные цепочки создания стоимости. Основным вызовом, определяющим риски устойчивого развития регионов АЗРФ, остается несоответствие региональных систем высшего образования потребностям экономики. Эти риски существенно возрастают на фоне глобальной трансформации экономии и перехода к новому технологическому укладу, получившему название Четвертой промышленной революции. Поэтому при рассмотрении перспектив инновационного развития экономики арктических регионов важнейшей проблемой должно стать накопление высокообразованного человеческого капитала, где высшее образование играет ключевую роль. В статье рассматриваются проблемы формирования и накопления человеческого капитала с позиции экономического роста региональной экономики. Цель работы — эмпирическая проверка теории возрастающей отдачи человеческого капитала в форме образования на экономический рост. Ключевая предпосылка заключается в том, что накопление человеческого капитала имеет постоянную отдачу и, следовательно, может расти неограниченно. Это позволило выдвинуть гипотезу: чем выше охват населения высшим образованием, тем выше запас человеческого капитала и, соответственно, тем выше рост валового выпуска на душу населения. Была проведена эмпирическая оценка тестовой модели влияния масштаба охвата населения высшим образованием на экономический рост, где было получено высокое значение коэффициента детерминации по результатам проведенной регрессии динамических рядов исследуемых показателей. При этом модель показала наличие условной конвергенции, что применительно к теме исследования означает, что снижение количественных характеристик охвата населения высшим образованием компенсируется увеличением отдачи человеческого капитала за счет роста качества образования.