Цель исследования – оценить распространенность тахииндуцированной кардиомиопатии (ТКМП) и выявить факторы, ассоциированные с риском развития ТКМП у детей с идиопатическими желудочковыми аритмиями (ЖА).
Материал и методы. В ретроспективное исследование включены 392 ребенка с идиопатическими ЖА, которым было проведено лечение в НМИЦ им. В. А. Алмазова в 2011–2023 гг. В 1-ю группу вошли 35 (8,9%) пациентов с наличием ТКМП, в группу 2 – 357 (91,1%) пациентов без критериев ТКМП. Всем пациентам с ТКМП проводилась оценка эхокардиографических данных через 2 и 6 мес после старта терапии или проведения катетерной аблации.
Результаты. Распространенность ТКПМ у детей с идиопатическими ЖА составила 8,9%. В ходе исследования были выявлены статистически значимые факторы риска формирования ТКМП у детей с ЖА: возраст 12 лет и старше (p = 0,008), наличие жалоб на повышенную утомляемость (p = 0,040) и пресинкопальные/синкопальные состояния (p = 0,035), наличие парных желудочковых экстрасистол (ЖЭ) (p = 0,010) и желудочковой тахикардии (ЖТ) (p = 0,002). Методом ROC-анализа установлено, что суточная плотность желудочковой эктопии 36,8% и более ассоциируется с развитием ТКМП (p < 0,001). Чувствительность и специфичность модели составили 76,5 и 78,1% соответственно.
Заключение. Такие факторы, как возраст 12 лет и старше, наличие симптомов, парных ЖЭ, ЖТ, а также плотность ЖА, могут использоваться в клинической практике в качестве предикторов формирования ТКМП у детей с идиопатическими ЖА.
Цель. В проспективном исследовании определить, позволяет ли имплантация левожелудочкового электрода (ЛЖЭ) в зону поздней электрической активации левого желудочка, определенную до операции с помощью неинвазивного электрофизиологического картирования, увеличить количество отвечающих на сердечную ресинхронизирующую терапию (СРТ), в сравнении со стандартной методикой операции. Оценить зависимость ответа на СРТ от положения стимулирующего полюса ЛЖЭ по отношению к исходной зоне поздней активации.
Материалы и методы. В исследование включено две группы пациентов с показаниями к СРТ I и II a классов согласно рекомендациям Европейского общества кардиологов по электрокардиостимуляции и ресинхронизирующей терапии 2021 г. В основной группе (n=60) перед имплантацией выполнялось неинвазивное электрофизиологическое картирование (НЭФК) с целью определения зоны поздней электрической активации левого желудочка (ЛЖ). В контрольной группе (n=60) проводилась стандартная имплантация ЛЖЭ без предварительного НЭФК. Сравнивался ответ на СРТ в обеих группах. Анализировалось влияние расстояния от стимулирующего полюса ЛЖЭ до поздней зоны активации ЛЖ при исходном ритме (дистанция ЛЖЭ-поздняя зона) на формирование ответа на СРТ.
Результаты. Анализ сопряженности ответа на СРТ в зависимости от группы показал статистически значимые различия между количеством ответивших/не ответивших на СРТ в основной и контрольной группе (51/9 против 38/22, соответственно, p<0,01). Анализ зависимости ответа на СРТ от дистанции ЛЖЭ-поздняя зона в обеих группах выявил статистически значимое влияние данного показателя: Критерий Пирсона Хи-квадрат = 50,27, p<0,01. Согласно уравнению логистической регрессии, значимое увеличение вероятности отсутствия ответа на СРТ от 0 балловдо 1 балла происходило в диапазоне значений дистанции ЛЖЭ-поздняя зона 46-57 мм. При значении показателя свыше 57 мм вероятность ответа была минимальной.
Заключение. Целевая имплантация ЛЖЭ в позднюю зону, определенную с помощью НЭФК, значимо увеличивает вероятность получения ответа на СРТ. При расстоянии от стимулирующего полюса ЛЖЭ до поздней зоны ˃57 мм вероятность получения ответа на СРТ минимальна.