В статье рассматривается процесс централизации системы управления искусством и культурой на Дальнем Востоке России в 1920–1927 гг. Впервые предметом исследования становится д еятельность Министерства народного просвещения при правительстве ДВР, а также работа Дальневосточного отдела народного образования, созданного в 1922 г., а именно его деятельность по борьбе с частным сектором в сфере искусства и популяризации идей большевиков в рамках создаваемых новых учреждений культуры. В заключение автор приходит к выводу, что лишь финансовая ограниченность местных бюджетов не позволила полностью провести огосударствление данной сферы в указанный период.
Статья посвящена гениальному еврейскому актеру и режиссеру, художественному руководителю Московского государственного еврейского театра, под влиянием которого начинается развитие театральной культуры еврейского народа на территории СССР и Еврейской автономной области, – Соломону Михоэлсу. Используя комплексный метод исследования, авторы раскрыли творчество двух еврейских театров – Биробиджанского ГОСЕТа (БирГОСЕТа) и народного еврейского театра, неразрывно связанных с именем С. Михоэлса. Авторы впервые констатируют особое влияние методов этого режиссера на еврейский народный театр в период руководства им ученицей С. Михоэльса Б. Л. Шильман
В статье анализируется термин «национальный театр» как особый вид театра, получивший свое наибольшее распространение в советский период, в рамках реализации национальной и культурной политики осуществляемой советской властью. Автор статьи констатирует недостаточное освещение данного термина в справочной литературе как советского, так и постсоветского периода. При этом особое внимание уделяется исследованию материалов словарей и справочников театроведческой направленности, в которых термин «национальный театр», как констатирует исследователь, не представлен. В результате автор при помощи выявления основных признаков, присущих национальному театру советской страны, а именно национальный язык, специфический репертуар, синтетический характер театральных приемов, интернациональный характер труппы и другие, предложил собственный термин «национальный театр» как особый вид профессионального театра, получивший свое развитие в ХХ веке. В заключение автор делает вывод о несомненно важной роли данного вида театра, в том числе и для формирования толерантного отношения к различным нациям, проживающим в рамках одной территории. Автором статьи подчёркивается идея о целесообразности существования подобных театров в современных условиях реализации культурной политики Российской Федерации, так как история подтверждает этот факт.
В статье рассматриваются особенности гастрольной поездки Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича в УкрССР как способ формирования толерантного отношения между различными нациями, проживающими на территории Советского Союза. Театральное искусство в 1930-е годы расценивалось как средство взаимодействия между народами страны, посредством которого граждане СССР знакомились с национальной культурой других народов, с их языком и традициями. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье впервые предпринят анализ особенностей творческой поездки Еврейского государственного театра г. Биробиджана по Украине. Раскрывается содержание отдельных пьес, поставленных коллективом во время гастролей. В работе применяется комплексный историко-культурный и функциональный методы. Автор, анализируя статьи периодических изданий, подробно раскрывает особенности каждого спектакля, поставленного еврейским коллективом во время гастролей. В работе отмечается, что гастрольная поездка Еврейского театра являлась показателем высокой оценки деятельности данного коллектива со стороны Всесоюзного комитета по делам искусств, в то же время она носила яркий идеологический характер, так как во время гастролей коллектив проводил встречи с жителями Украины, рассказывая им о положительных сторонах жизни ЕАО. В заключение делается вывод о несомненно важной роли гастрольных туров между отдельными союзными республиками, осуществляемых в период существования СССР, которые позволяли установить межкультурные связи между гражданами страны. Данная гастрольная поездка позволила населению Украины познакомиться с творчеством уникального еврейского коллектива, а также узнать о жизни еврейской диаспоры, проживающей на территории Еврейской автономной области.