Ввиду нарастания противоречий, обусловленных трудностями взаимопонимания в современном мире, тема кросс-культурных коммуникаций приобретает особую актуальность и остроту. Проблема взаимопонимания при осуществлении кросс-культурных коммуникаций включает различные аспекты, исследованию которых ученые уделяют достаточное внимание. Однако отправной точкой для исследования и разрешения проблем кросс-культурных коммуникаций является вопрос о том, что обуславливает отличия различных культур. Понимание исходных условий формирования национальных и этнических культур позволяет сформировать более взвешенное и прагматичное отношение к особенностям различных культур и обеспечить как большую толерантность, так и осознание необходимости сохранения национальной идентичности. Цель - систематизировать научные взгляды на истоки проблем взаимопонимания в условиях кросс-культурных коммуникаций. Рассмотрено содержание категории культура. Предмет исследования в контексте проблем межкультурной коммуникации - субъективная составляющая культуры, отражающая ценности, стереотипы восприятия, поведения, мышления, которые являются основой образа жизни того или иного народа. Исследованы причины национальных и этнических отличий. Выделены такие культурные детерминанты, как географические, природные и климатические характеристики мест проживания, религия, экономика и политика. Определен характер их влияния на формирование культурной составляющей жизнедеятельности людей, и показана их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Обозначена необходимость сохранения разнообразия культур посредством реализации принципа равноправия.
Университетам принадлежит ведущая роль в решении задачи развития личности. Эта задача не ограничивается рамками интеллектуального развития, а предполагает, как минимум, необходимость духовного и эмоционального развития. Одной из базовых категорий, неразрывно связанной с духовным и эмоциональным развитием, является эмпатия. Эмпатия, объединяющее в себе познавательные и эмоциональные психические процессы, служит важным условием построения эффективных коммуникаций. Поэтому в тех сферах деятельности, которые выделяются по типу «человек - человек», она становится фактором профессиональной компетентности. Цель работы - исследование уровня развития эмпатии у студентов сервисных направлений подготовки. Исследованию подверглись студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета и Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. В качестве базовой методики использовался тест «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко. Результаты исследования показали, что 65% студентов имеют заниженный или очень низкий уровень эмпатии, что предопределяет необходимость усиления внимания администрации и преподавателей вузов к развитию этого личностного качества студентов средствами учебной и воспитательной работы.