Качество жизни пациентов с идиопатическим сколиозом является основным критерием эффективности и конечной целью реабилитационных мероприятий в рамках комплексной медицинской реабилитации пациентов с идиопатическим сколиозом. Учитывая требования, предъявляемые к измерительным шкалам и опросникам, наиболее соответствующим инструментом диагностической работы медицинского психолога с данной когортой пациентов является методика SRS-22. Опросник имеет известные психометрические характеристики, прошел лингвокультурную адаптацию, содержательно специфичен по отношению к популяции больных идиопатическим сколиозом. Непроясненным остается вопрос о критериальной, в частности эмпирической, валидности теста по отношению к психологическим конструктам, чья роль в формировании внутренней картины болезни и самоощущении больных с физически деформирующим тело заболеванием известна. Цель настоящей работы – верификация эмпирической валидности опросника SRS-22 путем соотнесения с психологически значимым для пациентов с идиопатическим сколиозом восприятием образа тела, операционализированным посредством методики «Шкала удовлетворенности собственным телом». В исследование были включены 66 женщин в возрасте 29,6 ± 6,3 года с II–IV степенью деформации позвоночного столба: реабилитировавшихся после хирургического лечения (62 %) либо в процессе консервативного лечения (38 %). Оказалось, что образ тела имеет трехфакторную структуру, включающую функциональную, социальную и скрыто-социальную составляющие. Наибольшее влияние образ тела оказывает на самовосприятие пациентов, при этом формирование качества жизни в целом основано преимущественно на функциональном образе, который в восприятии пациентов с идиопатическим сколиозом связан с возможностью полноценной реализации двигательной и социальной активности, получения эстетического удовольствия от собственной внешности. В результате проведенного исследования доказана эмпирическая валидность опросника SRS-22 в отношении образа тела пациентов с идиопатическим сколиозом, инструмент рекомендован для первичной и динамической психодиагностики и составления психокоррекционных программ.
Исследование процессов нарушения профессиональной адаптации лиц социономических профессий, прежде всего работников учреждений социальной защиты, постоянно сталкивающихся с проблемами людей, нуждающихся в их помощи, в настоящее время, вне всяких сомнений, является весьма актуальным. В работе рассмотрена проблема развития профессиональной дезадаптации социальных работников на нескольких уровнях, а именно: с позиций формирования профессионального психоэмоционального выгорания, социально-психологических и психологических аспектов профессиональной дезадаптации. Показано, что у 32,1 % обследованных социальных работников выявлены симптомы психоэмоционального выгорания, что сопоставимо с долей специалистов, имеющих психологические симптомы нарушения профессиональной адаптации (от 27,4 до 34,6 %). При этом установлено, что проявления социально-психологических показателей дезадаптации присущи более половины обследованных социальных работников (от 54,1 до 63,5 % соответственно). Проведенный корреляционный анализ показал существенные корреляционные связи между проявлениями психоэмоционального выгорания и психологическими признаками дезадапционных нарушений. Менее значимые зависимости выявлены между психоэмоциональным выгоранием и социально-психологическими показателями. Полученные в исследовании данные позволили сделать вывод о том, что, во-первых, психоэмоциональное выгорание определяется в основном психологическими проявлениями профессиональной деформации специалистов, и, во-вторых, изучение полной картины нарушения профессиональной дезадаптации с последующей разработкой системы коррекционных мероприятий в обязательном порядке должно включать в себя исследование проявления всех её аспектов.