В статье описывается преподавание гистологии, цитологии и эмбриологии на педиатрическом факультете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на современном этапе. Рассматривается комплексный подход к образовательному процессу с учетом формирования специфики обучения на педиатрическом факультете, включающему различные методы обучения, подготовку учебно-методической литературы, наглядных пособий. Актуализируется процесс межкафедрального, межуниверситетского взаимодействия для обмена информационными материалами и гистологическими учебными препаратами с использованием вебсайта. Уделено особое внимание мотивации студентов для качественного изучения материала предмета ввиду того, что при его изучении возникают проблемы, характерные для столь непростой и крайне обширной морфологической дисциплины. Среди данных трудностей выделяются следующие: минимальное количество информации, полученной из сомнительных источников при самостоятельной подготовке, заучивание наизусть целых глав учебника, дословное воспроизведение учебного материала без его понимания, отсутствие навыка поиска описываемых структур на микрофотографиях, представленных в атласах, таблицах. Коллектив авторов обращает внимание на важные критерии, необходимые в процессе подготовки учебной литературы и при поиске источников информации, так необходимых для обучения студентов. Описывается метод контроля качества обучения студентов, включающий в себя несколько этапов и форм. Раскрываются ключевые особенности алгоритма проведения промежуточной аттестации у студентов педиатрического факультета на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Смоленского государственного медицинского университета.
Цель: изучить влияние интенсивных физических нагрузок на гормональный и метаболический статус пловцов с целью выявления маркеров физического перенапряжения.
Материалы и методы. В исследовании принял участие 21 спортсмен-пловец в возрасте 18-19 лет. В первую группу вошли семь спортсменов, не имеющих жалоб на физическое перенапряжение. Вторую группу испытуемых составили столько же пловцов, предъявляющих жалобы на перенапряжение. Спортсмены обеих групп обследованы на этапе контрольно-подготовительного мезоцикла. Контрольную группу составили семь пловцов, не испытывающих интенсивные нагрузки. В сыворотке крови спортсменов определяли концентрацию молочной и мочевой кислот, мочевины, глюкозы унифицированными методами; содержание кортизола, свободного трийодтиронина (fТ3), свободного тироксина (fТ4) и тиреоглобулина - при помощи набора реагентов «Вектор-Бест».
Результаты. У спортсменов второй группы отмечено достоверное повышение в сыворотке крови содержания молочной и мочевой кислот и снижение концентрации глюкозы относительно контроля и первой группы пловцов. В группе спортсменов с признаками физического перенапряжения концентрация кортизола выше в 1,32 раза по сравнению с контролем (Р = 0,002) и в 1,11 - по сравнению с пловцами первой группы (Р < 0,015). Концентрация тиреоглобулина у спортсменов второй группы в 2,42 раза ниже по сравнению с данным показателем у пловцов первой группы (Р = 0,015), а содержание fТ4 в 1,17 раза меньше, чем в контроле (Р = 0,02).
Заключение. У пловцов с жалобами на физическое перенапряжение выявлено повышение концентрации лактата, мочевой кислоты, кортизола и снижение содержания глюкозы, тиреоглобулина и fТ4. Данные параметры можно использовать в качестве предикторов физического перенапряжения.