Статьи в выпуске: 28
Цель: выявить закономерности (особенности) данных сенсорной сети для определения дескрипторов динамического баланса во время ходьбы у лиц с различной степенью нарушения функций нижней конечности. Материалы и методы. Оценку кинематических параметров походки проводили с помощью системы захвата движения Xsens MTw Awinda и программного обеспечения Xsens MVN Analyze. Оценивалась вариабельность вариационного ряда значений вертикальной реакции сегментов нижних конечностей, определялись различия между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (парный t-критерий Стьюдента), степень взаимосвязи (коэффициент r-Пирсона) между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (в сенсорной сети «таз - стопа») у трех лиц, имеющих в анамнезе различные травмы нижних конечностей. Результаты. Анализ данных от сенсоров MIMU, организованных в сенсорные сети (сегменты тела: таз, бедро, голень и стопа), позволил оценить особенности ускорения (вертикальной реакции) каждого сегмента у лиц с различной степенью нейромышечного нарушения нижней конечности. Выявленные особенности представлены в качестве дескрипторов динамической стабильности нейромышечного взаимодействия соседних сегментов нижней конечности, их согласованности, выраженной в асимметричности походки испытуемых. Заключение. Установленные дескрипторы (вариабельность, согласованность, взаимосвязь) необходимо учитывать в подходах при разработке антропоморфных протезов, в программах абилитации и протезной реабилитации, а также для обучения нейросетевых классификаторов нейромышечных нарушений нижней конечности.
Цель: изучение эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положенные в основу эмпирической части исследования материалы методик В. А. Доскиной, А. И. Захарова Т. В. Архиреевой, О. А. Ореховой, модифицированные с учетом условий эксперимента и специфики дефекта, позволяют впоследствии дать комплексную оценку основных показателей эмоционального здоровья: эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности. Результаты. В ходе исследования были выделены две группы детей с тяжелыми нарушениями речи со следующими уровнями эмоционального здоровья: «средний» - у 50 % и «низкий» - у 50 % респондентов. С целью укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с ТНР были реализованы мероприятия по следующим направлениям деятельности: подготовка педагогов к использованию оптимально подобранных средств физической культуры; проведение физкультурно-оздоровительной работы по развитию эмоционального благополучия у дошкольников с ТНР; реализация совместной деятельности педагогов с родителями по развитию и укреплению эмоциональной сферы детей с ТНР. Контрольный эксперимент выявил позитивную динамику в укреплении эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста с ТНР (высокий уровень - 10 %, средний уровень - 55 %, низкий уровень - 35 %). Заключение. Проведенное контрольное исследование подтвердило успешность реализации мероприятий и обнаружило позитивные сдвиги в отношении эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Большинство детей стали более уравновешенными, инициативными, бодрыми, появился оптимизм, исчезла зажатость, появилась раскрепощенность в действиях, что в целом повышает фон настроения и укрепляет эмоциональное здоровье.
Цель. Оценка эффективности применения динамической электронейростимуляции в диагностике и лечении детей, больных церебральным параличом. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 детей с диагнозом ДЦП - спастическая диплегия. Определялись средняя длина шага (см), объем движения в голеностопном суставе, время удержания равновесия на одной ноге (с). Проводились клиническое обследование, электромиография (ЭМГ) на отечественном аппарате «ЭМГ-Микро». Диагностика и ДЭНС-терапия аппаратом «ДиаДЭНС-ПК» заключалась в обработке зон универсального общего действия в дозированном режиме. Сила тока подбиралась индивидуально. Конечности обрабатывали по принципу горизонтальной, вертикальной и тетрасимметрии («крест-накрест»). Время воздействия - 3 минуты на одну зону. Результаты. Выявлено повышение эффективности реабилитации у детей с ДЦП в форме спастической диплегии при использовании динамической электронейростимуляции. Произошло достоверное увеличение (р < 0,05) длины шага до и после лечения в основной и контрольной группе, достоверное увеличение объема движений в голеностопном суставе у 17,9 % детей контрольной группы и 33,7 % пациентов основной группы (р < 0,05), достоверное увеличение среднего времени удержания равновесия на одной ноге в основной группе, выявлено увеличение амплитуды в мышцах голени передней группы (р < 0,05) у детей основной и контрольной групп, увеличилась средняя амплитуда БЭА в задней группе мышц у детей основной группы (р < 0,05). Заключение. По данным электрофизиологических показателей, включение динамической электронейростимуляции в реабилитацию больных детским церебральным параличом в форме спастической диплегии положительно влияет на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, снижает болевой синдром, улучшает новые двигательные навыки и сохраняет достигнутые.
Цель: исследование психофизиологических характеристик, влияющих на результаты спортивной деятельности, и выделение индивидуальных психологических особенностей спортсменов. Материалы и методы. Использовались психофизиологические методики с аппаратным предъявлением стимулов и регистрацией ответных реакций на скорость и точность, чередующихся с мониторингом в состоянии отдыха (АПК «БОСЛАБ», производство ООО «КОМСИБ»), а также психологические тесты, направленные на диагностику свойств и качеств личности. Результаты. Проведенная в результате многомерного дискриминантного анализа классификация позволила разделить участников исследования на 4 группы, достоверно оценить различия и сходства между группами как по психофизиологическим особенностям (реактивность на стрессовое воздействие и восстановление после него), так и по психологическим характеристикам (эмоциональная лабильность, невротичность, интроверсия-экстраверсия и ассертивность). Заключение. Выявленные взаимосвязи психологических особенностей и типов реагирования / восстановления спортсменов на моделируемый стресс позволяют оптимизировать психофизиологическую поддержку спортсменов высокого класса в рамках подготовительных/тренировочных/восстановительных мероприятий.
Цель: изучение динамики показателей внимания у студентов с разными типами суточной активности в различные периоды учебного дня. Материалы и методы. Обследовано 260 студентов биологического факультета в возрасте 19-22 лет с соблюдением этических принципов. По результатам теста Хорна - Остберга в модификации А. А. Путилова были сформированы группы испытуемых с утренним, дневным и вечерним хронотипами. Когнитивную деятельность оценивали по показателям внимания, полученным в ходе выполнения корректурной пробы Бурдона - Анфимова и теста «Расстановка чисел» в утренние, дневные и вечерние часы. Результаты. Выявлено, что более выраженные колебания показателей внимания в течение учебного дня характерны для студентов«жаворонков» и «сов», а менее - для «голубей». У студентов «жаворонков» наблюдалась динамика интенсивности и качества внимания, коэффициента производительности, наибольшие значения которых были приурочены к утренним часам. У студентов «сов» в разные периоды учебного дня менялись интенсивность внимания, частота ошибочных ответов и коэффициент производительности, при этом более высокий уровень внимания был синхронизирован с вечерним временем. У студентов«голубей» существенных изменений внимания в течение дня не выявлено. Показаны статистически значимые различия в уровне внимания между «жаворонками» и «голубями» утром и вечером, между«жаворонками» и «совами» днем, между «голубями» и «совами» в течение всего учебного дня. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о более тесной связи функции внимания с циркадианными ритмами у студентов с утренним и вечерним типами активности, что дает основание рекомендовать им строго контролировать интенсивность когнитивных нагрузок, выполняемых в часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.
Цель: проанализировать изменения физической подготовленности и компонентного состава тела на фоне использования технологии фиджитал для организации физической активности у студенток. Материалы и методы: проведены анализ учебной и научной литературы, анкетирование 103 студентов первого курса. Для проведения педагогического эксперимента были привлечены студентки первого курса педагогического института в возрасте 18-19 лет. Обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики и факторного анализа (p < 0,5). Результаты. При сравнении результатов физической подготовленности и состава тела до и после эксперимента получено достоверное улучшение у экспериментальной по 7, а у контрольной группы по 2 показателям из 15. Заключение. Изменения состава тела в показателях индекса массы тела, индекса Эрисмана и процента мышечной массы связаны с изменениями физической подготовленности. Для коррекции показателей процентного содержания жира, висцерального жира, воды в организме увеличения предлагаемых физических нагрузок недостаточно за исследуемый период времени. Суммарная масса выявленных факторов составила 70,25 %. Проведенные исследования позволили определить 5 факторов влияния на функциональное состояние, в результате которых сделаны рекомендации для организации занятий студенток. На основе анализа эффективности использования компьютерной программы Just Dance Now для студентов предложены рекомендации по её применению.
Цель: выявить особенности мотивации и выбора средств физической культуры и спорта студентами медицинского университета на начальном этапе профессиональной самореализации. Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались методы анкетирования для анонимного массового исследования мотивов занятий ФКиС, критериев оценки мотивации, метод опроса для определения приоритетов выбора средств обеспечения процесса физического воспитания в вузе. В исследовании приняли участие 511 студентов младших курсов медицинского университета. Результаты исследования. Студенты выбрали: «улучшить свое здоровье» - 32,29 %,«дольше находиться в хорошем физическом состоянии» - 26,03 %. У юношей мотивами, побуждающими их к занятиям ФКиС, третье место занимают мотивы «хорошо сдать нормативы» - 13,13 % (p = 0,26), а наименее важными мотивом является «авторитет преподавателя» - 0 % (p = 0,16), а у девушек мотив «хорошо выглядеть» - 9,97 % (p = 0,33) занимает третье место, менее значимыми нормативами являются «авторитет тренера-преподавателя» - 1,99 % (p = 0,16), «самоутверждение среди друзей» - 0,57 % (p = 0,78). Заключение. Количество студентов, которые выбирают оздоровительные мотивы, увеличивается от курса к курсу (улучшение здоровья - 30,41 % → 37,78 % и сохранение хорошей физической формы - 23,98 % → 28,15 %). Благодаря внедренным рекомендациям также увеличивается количество студентов II-III курсов, отдающих предпочтения циклическим видам спорта, - 37,13 % → 51,11 %, но уменьшается количество студентов, выбирающих игровые виды спорта, - 44,74 % → 33,33 %. Разработанные практические рекомендации показали свою эффективность. Повысилась мотивация к занятиям ФКиС. Студенты начали заниматься физической культурой в свободное от занятий время более активно.
Цель: оценить тренды, угрозы и возможности адаптации к повсеместному внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в области физической культуры и спорта. Материалы и методы. Нами изучались научные статьи по теме ИИ, официальные документы, а также нормативные акты. Проводился статистический анализ частоты употребления слов в литературе - Google Books Ngram Viewer, а также статистический анализ поисковых запросов в сети Интернет - Google Trends. Для поиска путей адаптации спорта к ИИ мы использовали генеративную языковую нейросеть ChatGPT 3.5. Результаты. Спорт и физическая культура всё меньше интересуют людей, а понятия, связанные с ИИ, наоборот, стремительно набирают популярность. Основными направлениями внедрения ИИ являются: совершенствование тренировочных программ, прогнозирование спортивного результата, создание компьютерных приложений для контроля здоровья, принятие решений по спортивной тактике, принятие судейских решений, появление новых видов спорта, совершенствование спортивной журналистики, распространение и совершенствование «носимых технологий» и прочих сенсоров для сбора данных. Заключение. Внедрение ИИ повлияет на все без исключения субъекты физической культуры и спорта. Большинство спортивных профессий в будущем станут неактуальными. Искусственный интеллект в качестве мер адаптации к изменениям в спорте предлагает создавать еще более сложные и мощные системы искусственного интеллекта для контроля над уже существующими системами. Такой подход каждый раз в будущем будет способствовать новому витку развития ИИ, все меньшую роль отводя Человеку.
Цель: оценить состояние здоровья и двигательную активность населения города Владивостока. Материалы и методы. С помощью метода анкетирования проанализированы данные, касающиеся субъективной оценки здоровья и двигательной активности 510 человек (43,3 % мужского и 56,7 % женского пола), проживающих в г. Владивостоке (Приморский край, Россия). Статистическая обработка данных выполнена в пакете IBM SPSS Statistics 26 и StatTech 4.0.4. Результаты. Установлено, что в каждом возрастном периоде увеличивается доля респондентов, считающих своё здоровье плохим (p < 0,01). В структуре хронической заболеваемости выявлен достоверный рост сердечно-сосудистой патологии от юношеского периода к пожилому с 8,2 % до 24,7 % (p < 0,01). Оценка двигательной активности показала, что у более 79 % участников исследования II периода зрелого и пожилого возраста нарушен двигательный режим. Также выявлена взаимосвязь между наличием хронических заболеваний и сидячим образом жизни респондентов (ρ = 0,74; p < 0,001). Заключение. Недостаточная двигательная активность является ведущим факторам риска нарушений здоровья населения различного возраста, что требует принятия мер по повышению их двигательной активности.
Цель: определить основные показатели престижа преподавателя высших образовательных организаций физкультурно-спортивного профиля. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование. Для выявления и анализа фундаментальных личностно-профессиональных качеств преподавателя как главного субъекта показателя престижа указанной профессии проведено анкетирование 40 студентов Донского государственного университета. Результаты. По результатам исследования было выявлено, что студенты наиболее значимыми считают профессионально-компетентностные качества преподавателя образовательной организации высшего образования физкультурно-спортивного профиля. Это обусловлено оценкой педагога, в первую очередь, как специалиста в определенной области знаний. Профессиональными и личностными качествами, формирующими престиж профессии преподавателя, являются: оригинальность, способность эффективно и интересно организовать образовательный процесс, способность выстраивать межличностные взаимоотношения как с коллегами, так и со студентами, умение находить личностный подход к каждому из обучающихся. Отдельно стоит выделить такое качество, как уважение к обучающимся, важность которого была отмечена всеми опрошенными. Заключение. Деятельность педагога на учебном занятии является ключевым фактором обеспечения престижа его профессии. С целью повышения престижа профессии педагога в высших образовательных организациях физкультурно-спортивного профиля стоит уделять значительное внимание его профессионально-компетентностным качествам.
Цель: изучить отношение тренеров к взаимодействию с родителями и родительской вовлеченности в подготовку юных пловцов. Материалы и методы: анализ научной литературы. Эмпирическую базу исследования составили 11 экспертных интервью, проводившиеся с тренерами СДЮШОР по плаванию Астрахани, Оренбурга, Петрозаводска, Раменского, Санкт-Петербурга, Сургута. Результаты. Родители являются значимыми участниками процесса подготовки юных пловцов. Родительская вовлеченность выступает ценным ресурсом в подготовке юных спортсменов, но может являться и источником разрушительного воздействия. Большинство тренеров ориентированы на родителей и родительскую вовлеченность как контролирующий ресурс (дисциплина, питание, посещение тренировок) и недооценивают роль родителей в психологической поддержке юного спортсмена. Умение выстраивать коммуникацию и взаимодействие с родителями отмечается как значимый профессиональный дефицит. Заключение. Анализ исследований и данные опроса показывают необходимость работы с родителями юных спортсменов. Психологическое просвещение родителей, выстроенная коммуникация с тренерами помогут исключить негативные последствия влияния родителей на становление и развитие ребенка-спортсмена. Взаимодействие с родителями является важной задачей профессиональной деятельности тренера и требует дополнительного внимания в процессе профессионального обучения. В качестве возможных вариантов решения проблемы могла бы стать разработка специальной программы по работе с родителями, их психологическому просвещению, обсуждению роли родителей и рекомендаций, которым важно следовать всем участникам процесса подготовки юного спортсмена.
Цель: эмпирическое выявление способов формирования спортивной культуры посредством спортивно-оздоровительных практик, направленных на развитие человеческого капитала. Материалы и методы. В качестве основного метода использовался контент-анализ литературных и статистических источников в рамках интернет-ресурса Uznet, а также использовали базы данных РИНЦ и Scopus. В обзор включили источники информации (обзоры и оригинальные статьи), в которых освещались вопросы развития сферы физической культуры и спорта Узбекистана. Результаты. В обзоре представленных материалов, несмотря на актуальность рассматриваемой темы, плохо раскрывается проблема связи человеческого капитала и спортивной деятельности. Данная тема в российской и узбекской литературе на сегодняшний день еще не до конца изучена. Слабо теоретически проработаны и другие вопросы, связанные с тематикой взаимозависимости качества человеческого капитала и спортивной культуры. Заключение. Авторами было выявлено, что здоровый образ жизни тесно коррелирует с уровнем образования: чем выше уровень образования, тем сильнее индивид вовлечен в занятия спортивной деятельностью.
Цель: обосновать технологию психологической подготовки борцов в якутской национальной борьбе хапсагай. Материалы и методы исследования. Были обследованы 27 борцов. Проведена психологическая характеристика борцов высокой квалификации, раскрыта формула психологической подготовки к соревнованиям, представлены средства оптимизации психоэмоционального состояния во время поединков и после соревнований. Разработана педагогическая технология реализации средств психологической подготовки борцов, занимающихся борьбой хапсагай. Результаты. Разработана технологическая формула реализации психолого-педагогических средств с учетом механизмов проявления неприятных ситуаций для борца. Заключение. Разработка технологии по психологической подготовке борцов является основой повышения результативности соревнований.
Цель: сопоставление международных правовых актов, определяющих направления противодействия коррупционным проявлениям в спорте, с отечественным уголовным законодательством в целях выявления временных и содержательных взаимосвязей. Материалы и методы. На основе анализа международных и российских нормативных правовых актов, закрепляющих ответственность за оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования, исследованы взаимосвязи и взаимозависимости национальных и международных правовых норм в данной сфере. Изучение взаимосвязей осуществлялось с помощью общенаучных и частнонаучных методов. Результаты исследования. Установлена взаимосвязь норм национального уголовного права, предусматривающего ответственность за коррупционные проявления в спорте (ст. 184 УК РФ), с международными правовыми актами универсального и регионального уровня. Заключение. Описанное в ст. 184 УК РФ преступление не является конвенционным преступлением, поскольку хронологически данная норма введена в УК РФ до того, как мировое сообщество обратило внимание на необходимость противодействия коррупции в спорте правовыми инструментами. Криминализация оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования в российском уголовном законодательстве не связана с принятием Российской Федерацией обязательств о криминализации данного деяния в связи с ратификацией антикоррупционных конвенций. Это, по мнению автора, свидетельствует в том числе о самобытности и самодостаточности российского правового регулирования в рамках уголовно-правовых отношений. Стоит признать данное преступление конвенциональным, поскольку его признаки в полной мере соответствуют подходам к установлению преступности и наказуемости подкупа в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования.
Цель: на основе анализа научных и правовых источников исследовать уровень правовой регламентации применения телемедицинских технологий как экспериментального правового режима, выявить нормативные барьеры и перспективы и его реализации, существенность для развития медицинской отрасли. Материалы и методы. Совокупность аналитических методов позволила исследовать экспериментальные правовые инструменты реализации телемедицины в Российской Федерации, установить положительные стороны и несовершенства законодательства в данной сфере. Результат. Системный анализ нормативно-правового регулирования применения телемедицинских технологий в Российской Федерации в рамках экспериментального правового режима позволил прийти к выводу о его работоспособности и перспективности. Использование данного правового инструмента обусловлено необходимостью устранения правовых препятствий качественного оказания медицинской помощи посредством применения возможностей дистанционных технологий. Заключение. Экспериментальное правовое регулирование использования технологий телемедицины призвано в течение установленного трехлетнего срока сформировать эффективные практики оказания медицинских услуг в дистанционной форме, определить конкретные виды таких услуг, правила идентификации пациента и обеспечения информационной безопасности его данных, ответственность субъекта экспериментального режима за оказание некачественной медицинской помощи, тем самым нивелировать существующие в федеральном законодательстве правовые барьеры.
Цель: анализ аспектов банкротства спортивных клубов, отличных от правоприменительной практики в отношении иных категорий должников. Материалы и методы. При проведении исследования применены метод толкования нормативных правовых актов, анализ судебной практики, телеологическое толкование принципов права. Результаты. Определены векторы правоприменительной практики банкротства спортивных клубов. Выводы. При банкротстве спортивных клубов требования к экономической целесообразности обусловлены характером их деятельности. Специфика отношений, связанных с трансферами, сезонностью соревнований, эффективностью спортивного менеджмента, предопределяет рассмотрение критериев соответствия поведения участников гражданского оборота принципам гражданского права с учётом указанных факторов.
Цель: оценка возможных юридических последствий получения травм при занятии любительским и профессиональным спортом. Материалы и методы: стандартный правовой инструментарий, применимый в целях оценки юридических последствий повреждения здоровья лиц, занимающихся любительским и профессиональным спортом. Результаты. Выявлены недостатки правового обеспечения охраны здоровья спортсменов и соответствующей правоприменительной деятельности: отсутствие четко установленных пределов допустимого вреда здоровью, причиняемого участникам спортивных состязаний, излишне широкое понимание ничем не урегулированной презумпции согласия на повреждение здоровья, недооценка характера и степени общественной опасности причинения вреда здоровью при занятии спортом. Заключение. При отсутствии признания противоправности действий, влекущих повреждение здоровья во время спортивных состязаний, защищенность спортсменов снижается. Отчасти это компенсирует система страхования, которая подразумевает возложение расходов по реабилитации пострадавших на страховые компании. Однако исключительно дисциплинарное воздействие на лиц, причиняющих травмы при игровом единоборстве или в иной обстановке спортивных состязаний, диссонирует с тяжестью травм и их негативным влиянием как на физическое благополучие, так и на психоэмоциональное состояние спортсменов. При данных обстоятельствах проблема должна получить нормотворческое решение. Авторами разработаны предложения, конкретизирующие юридические последствия спортивного травматизма.
Цель: рассмотреть вопрос о возрастном рейтинге компьютерных игр, видеоигр (далее - компьютерные игры или видеоигры), используемых в сфере киберспорта с участием несовершеннолетних спортсменов; предложить способы решения проблем защиты прав несовершеннолетних киберспортсменов от информации, содержащейся в компьютерных играх, которая может причинить вред их здоровью и развитию. Материалы и методы. Осуществлен анализ российского и зарубежного законодательства, теоретических исследований, посвященных киберспорту с участием несовершеннолетних спортсменов и используемых в этой сфере компьютерных игр; проанализирован опыт зарубежных стран в части маркировки компьютерных игр с учетом возрастной категории спортсменов, в том числе на основе исследования отдельных компьютерных игр, используемых в сфере киберспорта. Результаты. Сделан вывод о недостаточной урегулированности в Российской Федерации вопроса о необходимости указания знака информационной продукции на компьютерных играх, используемых в сфере киберспорта с участием несовершеннолетних спортсменов. Обоснован вывод о том, что обозначение возрастного рейтинга является необходимым условием защиты несовершеннолетних киберспортсменов от информации, содержащейся в компьютерных играх, которая может причинить вред их здоровью и развитию. Заключение. С целью защиты несовершеннолетних от информации, содержащейся в компьютерных играх, которая может причинить вред их здоровью и развитию, предложено закрепить в российском законодательстве требование об обязательной возрастной маркировке знаком информационной продукции компьютерных игр.
Цель: определить негативные эффекты компьютерного спорта для разработки и реализации соответствующей уголовной политики России. Материалы и методы. При проведении исследования использовали в совокупности как общенаучные, так и частные методы познания для достижения поставленной цели. Результаты. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что помимо «традиционных» противоправных деяний, таких как договорные матчи и использование запрещенных субстанций и (или) методов, развитие киберспорта характеризуется появлением новых криминальных рисков. В частности, в научный оборот введен такой термин, как электронный допинг, объединяющий использование чит-кодов, DDoS-атаки и применение запрещенной сторонней хакерской программы. Еще одним общественно опасным деянием, возникшим в результате компьютерных игр, является посягательство на виртуальное игровое имущество. Теоретиками уголовного права предлагаются различные варианты уголовно-правового противодействия обозначенным угрозам, начиная от квалификации деяний по действующим нормам, заканчивая введением отдельных уголовно-правовых норм. В качестве превентивной меры, направленной на противодействие ювенальной преступности, криминологи предлагают ввести дополнительные возрас тные ограничения относительно компьютерных игр по примеру ряда зарубежных государств. Заключение. Отсутствует наработанная судебно-следственная практика по привлечению киберспортсменов к уголовной ответственности. По мнению специалистов, это обусловлено низкой общественной опасностью деяний, пробельностью уголовного закона и регулированием этой же сферы иными отраслями права.
Цель: выявить возможности по привлечению дополнительных источников финансирования спорта в России на основе сравнительного анализа российского и зарубежного опыта.
Материалы и методы. Исследование построено на сопоставлении основных источников и особенностей финансирования спорта в России и зарубежных странах. Для анализа были выбраны страны, являющиеся яркими представителями «американской» и «европейской» моделей финансирования спорта и при этом занимающие лидирующие позиции в мировом и олимпийском спорте. В ходе работы применялись следующие методы: анализ научных и документальных источников, контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение.
Результаты. Проведенное исследование показало, что используемые источники финансирования спорта зависят от реализуемой в стране модели финансирования. В странах с «американской» моделью доминируют внебюджетные источники, а также действуют многочисленные меры государственной поддержки в виде налоговых льгот (косвенное финансирование). В странах с «европейской» моделью используются различные комбинации бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Выявлены источники финансирования, которые могут быть адаптированы к российской практике в качестве дополнительных возможностей финансовой поддержки спорта, в частности, доходы от лотерей, эндаумент-фонды, государственный фонд поддержки спорта и др.
Заключение. Для стабильной и эффективной поддержки развития спорта важен баланс государственных и негосударственных источников финансирования. При этом для российской практики целесообразно, во-первых, расширить применение косвенного финансирования посредством введения дополнительных налоговых льгот для спортивных организаций. Во-вторых, следует стимулировать развитие внебюджетных источников финансирования, которые могут обеспечить стабильный поток дополнительных финансовых средств.
Цель: обоснование содержания методики формирования координационных способностей обучающихся 9-10 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Материалы и методы. В период с 15.09.2021 г. по 10.03.2022 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 20 испытуемых 9-10 лет. Педагогический эксперимент заключался во внедрении в процесс занятий юных гимнасток экспериментальной методики, основу которой составляли комплексы специально разработанных упражнений, направленных на повышение уровня координационных способностей. Нами были внедрены комплексы специализированных упражнений: комплекс упражнений без предмета, комплекс упражнений с обручем, с мячом, а также комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире). Упражнения, входящие в комплексы, были направлены на комплексное развитие координационных способностей, в частности на совершенствование динамического и статического равновесия, на совершенствование способности к ритму, к ориентированию в пространстве, к согласованию движений, к способности быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Результаты. Экспериментальная методика оказывает наибольший положительный эффект в развитии способности к ориентированию в пространстве по отношению к движущемуся объекту, к сохранению статического равновесия и к ритму обучающихся. Также методика повлияла на формирование способности к сохранению динамического равновесия и к согласованию движений обучающихся. В меньшей степени данная методика влияет на развитие способности быстро и точно перестраивать свои действия в условиях внезапно меняющейся обстановки.
Заключение. В работе эмпирически доказана и подтверждена эффективность разработанных комплексов, предназначение которых в повышении уровня развития координационных способностей у обучающихся 9-10 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Цель: определить количественные характеристики влияния особенностей телосложения на результативность плавания на дистанции 100 м различными стилями в зависимости от фазы полового созревания.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие пловцы - юноши 11-15 лет г. Ханты-Мансийска, разделенные на 3 группы в зависимости от фаз ростового скачка: 1-я - повышения интенсивности роста, 2-я - максимальной интенсивности роста и 3-я - снижения интенсивности роста. Для каждого из юных спортсменов проводились антропометрические измерения, на основе которых рассчитывались индексы телосложения. Впоследствии, полученные индексы сопоставлялись со спортивными результатами в 4 видах спортивного плавания (кроль, спина, брасс, дельфин).
Результаты. Для плавания способом кроль на груди высокие уровни взаимосвязи спортивного результата в 3-й группе исследуемых спортсменов были обнаружены с показателями индекса массы тела (r = 0,75), Аре индекса (r = 0,77), индекса Пинье (r = 0,73). Для плавания способом баттерфляй аналогичные взаимосвязи обнаружились относительно индекса относительной ширины плеч (r = 0,76), Аре индекса (r = 0,86), индекса Эрисмана (r = 0,80). Для плавания способом брасс значимые связи обнаружены относительно индекса относительной длины ног (r = 0,78), индекса Пинье (r = 0,70), индекса относительной ширины плеч (r = 0,77).
Заключение. Корреляционный анализ позволил определить значимость индексов телосложения для различных способов спортивного плавания, которые имеют выраженную тенденцию к увеличению в 3-й фазе ростового скачка.
Цель: улучшение результатов пловцов высокой квалификации при использовании в сериях преодоления дистанций преимущественно гликолитического энергообеспечения в качестве восстановления между отрезками плавание в той же координации в аэробном режиме. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 28 пловцов высокой квалификации, специализирующихся на спринтерских и средних дистанциях. Различие между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп заключалось в режимах восстановления в сериях преодолеваемых дистанций преимущественно гликолитического энергообеспечения. Спортсмены контрольной группы использовали пассивный режим отдыха, а пловцы экспериментальной группы - плавание в аэробном режиме с сохранением тренируемого способа плавания.
Результаты. Зафиксировано достоверное преимущество аэробного режима восстановления по сравнению с пассивным отдыхом в сериях преодолеваемых дистанций гликолитической направленности: по повышению результативности на тестируемых дистанциях, за исключением дистанции 50 метров; по концентрации лактата по завершении интенсивного преодоления дистанций; по степени утилизации лактата в период после финиша, вплоть до девятой минуты восстановления. Обоснована эффективность использования аэробного режима восстановления в сравнении с пассивным.
Заключение. Использование в качестве отдыха между сериями интенсивных упражнений гликолитического характера упражнений той же координационной структуры, но в аэробном режиме с увеличением его интенсивности по мере возрастания тренированности, способствует улучшению результативности пловцов высокой квалификации на средних и отчасти спринтерских дистанциях при достоверном отсутствии дополнительных побочных продуктов гликолитического метаболизма (лактата) за счет повышения утилизации молочной кислоты.
Цель: изучить влияние интенсивных физических нагрузок на гормональный и метаболический статус пловцов с целью выявления маркеров физического перенапряжения.
Материалы и методы. В исследовании принял участие 21 спортсмен-пловец в возрасте 18-19 лет. В первую группу вошли семь спортсменов, не имеющих жалоб на физическое перенапряжение. Вторую группу испытуемых составили столько же пловцов, предъявляющих жалобы на перенапряжение. Спортсмены обеих групп обследованы на этапе контрольно-подготовительного мезоцикла. Контрольную группу составили семь пловцов, не испытывающих интенсивные нагрузки. В сыворотке крови спортсменов определяли концентрацию молочной и мочевой кислот, мочевины, глюкозы унифицированными методами; содержание кортизола, свободного трийодтиронина (fТ3), свободного тироксина (fТ4) и тиреоглобулина - при помощи набора реагентов «Вектор-Бест».
Результаты. У спортсменов второй группы отмечено достоверное повышение в сыворотке крови содержания молочной и мочевой кислот и снижение концентрации глюкозы относительно контроля и первой группы пловцов. В группе спортсменов с признаками физического перенапряжения концентрация кортизола выше в 1,32 раза по сравнению с контролем (Р = 0,002) и в 1,11 - по сравнению с пловцами первой группы (Р < 0,015). Концентрация тиреоглобулина у спортсменов второй группы в 2,42 раза ниже по сравнению с данным показателем у пловцов первой группы (Р = 0,015), а содержание fТ4 в 1,17 раза меньше, чем в контроле (Р = 0,02).
Заключение. У пловцов с жалобами на физическое перенапряжение выявлено повышение концентрации лактата, мочевой кислоты, кортизола и снижение содержания глюкозы, тиреоглобулина и fТ4. Данные параметры можно использовать в качестве предикторов физического перенапряжения.
Цель: обобщение результатов исследований и выявление взаимосвязей эндоканнабиноидной системы с физической активностью человека.
Материалы и методы. Исследованы доктринальные источники, для определения взаимодействия эндоканнабиноидной системы на организм человека во время физической активности, а также проанализирована данная информация.
Результаты. Инициированные серии цепных реакций эндоканнабиноидной системы, которые регулируют и контролируют все клеточные процессы и последующие биологические эффекты, играют важную роль в балансировании возбудимости круговых путей, контролирующих двигательные действия.
Заключение. Эндоканнабиноидная система играет важную роль в балансировании возбудимости круговых цепей, контролирующих двигательные акты, действующие на физиологический ответ организма - физические упражнения.
Цель: выявить различия в особенностях деятельности кардиореспираторной системы квалифицированных баскетболистов и волейболистов в рамках сравнения параметров сердечного ритма и внешнего дыхания.
Материалы и методы. Исследование проходило свою реализацию в условиях ФГБОУ ВО «Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма» г. Казань и ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» г. Абакана. Выборка испытуемых в количестве 23 человек состояла из квалифицированных спортсменов мужского пола, занимающихся баскетболом и волейболом в спортивных командах университетов. Для определения показателей внешнего дыхания применялись гипоксические пробы: Штанге и Генча, частота дыхательных актов (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Для определения деятельности сердечно-сосудистой системы использовались информативные величины: артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС) в различных диапазонах, рассчитывался индекс Руффье (ИР) и функциональное состояние (УФС) по индексу Робинсона.
Результаты. Полученные информативные величины были обработаны с помощью методов математической статистики и подлежали полному анализу. На основании этого было определено, что деятельность кардиореспираторной системы у квалифицированных баскетболистов имеет более высокий уровень работоспособности в сравнении с показателями квалифицированных волейболистов с достоверностью различий p < 0,05.
Заключение. Различия в показателях деятельности кардиореспираторной системы следует отнести к более высокому уровню интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, воздействующих на сердечно-сосудистую и дыхательную систему квалифицированных баскетболистов.
Цель: изучение динамики функционально-эмоционального состояния на фоне проведения курса авторского метода виброакустического массажа поющими чашами.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 человек (16 женщин и 4 мужчин) в возрасте 18-60 лет. Всем им был назначен и проведен курс виброакустического массажа поющими чашами, реализуемый по авторской методике. До начала курса, сразу после него и спустя 2 недели проводилось диагностическое исследование на аппаратно-программном комплексе РОФЭС с определением таких интегральных показателей, как функциональное состояние (ФС), адаптационный потенциал (АП), психоэмоциональное состояние (ПЭС), вегетоэмоциональный статус (ВЭТ) и симпатический/парасимпатический баланс (СПБ).
Результаты. Через 2 недели после окончания процедур наблюдалось изменение частоты вариантов ВЭТ за счет увеличения варианта «относительное равновесие» (p = 0,009). Изменения АП (p = 0,020), СП (p = 0,008) и ВЭТ (p = 0,051) носили разнонаправленный характер ко времени окончания курса и через 2 недели после его окончания. Среднее значение АП сначала уменьшалось до 13 ± 0,10 %, а через 2 недели возрастало до 27 ± 0,13 %. Для СПБ и ВЭТ эти значения составили соответственно 1,84 ± 0,37 балла и 2,69 ± 1,0 балла к моменту окончания курса, а через 2 недели - 1,37 ± 0,50 балла и 1,79 ± 1,18 балла.
Заключение. Результаты проведенного исследования дают основание полагать, что виброакустический массаж с использованием поющих чаш, выполняемый по авторской методике, влияет на механизмы адаптации человека: через 2 недели после окончания курса наблюдались положительные изменения, связанные с усилением парасимпатических влияний, повышением адаптационного потенциала и улучшением психоэмоционального состояния.
Цель: изучить влияние курсового воздействия транскраниальной электростимуляции постоянным током (ТЭСпт) дорсолатеральной префронтальной коры на психофизиологический статус спортсменов смешанного боевого единоборства (СБЕ) в предсоревновательном периоде подготовки. Материалы и методы исследования. В исследовании прияли участие 28 профессиональных спортсменов СБЕ - мужчин в возрасте 23 ± 3,2 года, имеющих не менее 6 проведенных профессиональных поединков. Участники были разделены на контрольную (КГ) и 3 экспериментальные группы (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3). В ходе исследования участники находились в предсоревновательном периоде подготовки к профессиональным поединкам и тренировались 2 раза в день в специально разработанном тренировочном микроцикле, направленном на совершенствование технико-тактических действий. В КГ не применялось никаких дополнительных воздействий. В экспериментальных группах применялся курс ТЭСпт. Группы различались по времени воздействия однократного сеанса ТЭСпт: в ЭГ1 - 10 мин, в ЭГ2 - 20 мин, в ЭГ3 - 30 мин в течение 8 дней.
Результаты. Выявлено улучшение психофизиологических параметров при курсовом применении ТЭСпт. Однако выраженность эффектов зависит от протокола стимуляции. Наиболее значимый эффект наблюдался в ЭГ3, менее выраженный - в ЭГ2. Эффекты в КГ и ЭГ статистически не различались и характеризовались снижением результативности в тестах «Кольца Ландольта», объем зрительного восприятия, простой и сложной сенсомоторной реакции в условиях распределённого внимания.
Заключение. Продемонстрирована эффективность курсового влияния ТЭСпт на психофизиологический статус профессиональных спортсменов СБЕ в предсоревновательном периоде подготовки. Изучение физиологических механизмов такого результата должно быть изучено в будущем, однако на данный момент очевидно, что 30-минутный протокол оказывает более выраженное действие на улучшение и сохранение психофизиологического статуса спортсменов СБЕ в предсоревновательном периоде подготовки.