ISSN 2500-0209 · EISSN 2500-0195
Язык: ru

Статья: ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ (2024)

Читать онлайн

Цель: изучение динамики показателей внимания у студентов с разными типами суточной активности в различные периоды учебного дня. Материалы и методы. Обследовано 260 студентов биологического факультета в возрасте 19-22 лет с соблюдением этических принципов. По результатам теста Хорна - Остберга в модификации А. А. Путилова были сформированы группы испытуемых с утренним, дневным и вечерним хронотипами. Когнитивную деятельность оценивали по показателям внимания, полученным в ходе выполнения корректурной пробы Бурдона - Анфимова и теста «Расстановка чисел» в утренние, дневные и вечерние часы. Результаты. Выявлено, что более выраженные колебания показателей внимания в течение учебного дня характерны для студентов«жаворонков» и «сов», а менее - для «голубей». У студентов «жаворонков» наблюдалась динамика интенсивности и качества внимания, коэффициента производительности, наибольшие значения которых были приурочены к утренним часам. У студентов «сов» в разные периоды учебного дня менялись интенсивность внимания, частота ошибочных ответов и коэффициент производительности, при этом более высокий уровень внимания был синхронизирован с вечерним временем. У студентов«голубей» существенных изменений внимания в течение дня не выявлено. Показаны статистически значимые различия в уровне внимания между «жаворонками» и «голубями» утром и вечером, между«жаворонками» и «совами» днем, между «голубями» и «совами» в течение всего учебного дня. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о более тесной связи функции внимания с циркадианными ритмами у студентов с утренним и вечерним типами активности, что дает основание рекомендовать им строго контролировать интенсивность когнитивных нагрузок, выполняемых в часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.

Ключевые фразы: когнитивные функции, внимание, студенты, хронотипы, периоды учебного дня
Автор (ы): Павленко Снежанна Ивановна
Соавтор (ы): Ведясова Ольга Александровна
Журнал: ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.952. Внимание
57.034. Циклические изменения, колебания. Ритмичность
612. Физиология. Сравнительная физиология
Для цитирования:
ПАВЛЕНКО С. И., ВЕДЯСОВА О. А. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ // ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА. 2024. Т. 24 № S2
Текстовый фрагмент статьи