Архив статей журнала

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № S2 (2024)
Авторы: Даниленко Елена Николаевна, Джафарова Ольга Андреевнам, Голубев Андрей Михайлович, Мажирина Ксения Геннадьевна, Митин Игорь Николаевич

Цель: исследование психофизиологических характеристик, влияющих на результаты спортивной деятельности, и выделение индивидуальных психологических особенностей спортсменов. Материалы и методы. Использовались психофизиологические методики с аппаратным предъявлением стимулов и регистрацией ответных реакций на скорость и точность, чередующихся с мониторингом в состоянии отдыха (АПК «БОСЛАБ», производство ООО «КОМСИБ»), а также психологические тесты, направленные на диагностику свойств и качеств личности. Результаты. Проведенная в результате многомерного дискриминантного анализа классификация позволила разделить участников исследования на 4 группы, достоверно оценить различия и сходства между группами как по психофизиологическим особенностям (реактивность на стрессовое воздействие и восстановление после него), так и по психологическим характеристикам (эмоциональная лабильность, невротичность, интроверсия-экстраверсия и ассертивность). Заключение. Выявленные взаимосвязи психологических особенностей и типов реагирования / восстановления спортсменов на моделируемый стресс позволяют оптимизировать психофизиологическую поддержку спортсменов высокого класса в рамках подготовительных/тренировочных/восстановительных мероприятий.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ (2024)
Выпуск: Т. 24 № S2 (2024)
Авторы: Павленко Снежанна Ивановна, Ведясова Ольга Александровна

Цель: изучение динамики показателей внимания у студентов с разными типами суточной активности в различные периоды учебного дня. Материалы и методы. Обследовано 260 студентов биологического факультета в возрасте 19-22 лет с соблюдением этических принципов. По результатам теста Хорна - Остберга в модификации А. А. Путилова были сформированы группы испытуемых с утренним, дневным и вечерним хронотипами. Когнитивную деятельность оценивали по показателям внимания, полученным в ходе выполнения корректурной пробы Бурдона - Анфимова и теста «Расстановка чисел» в утренние, дневные и вечерние часы. Результаты. Выявлено, что более выраженные колебания показателей внимания в течение учебного дня характерны для студентов«жаворонков» и «сов», а менее - для «голубей». У студентов «жаворонков» наблюдалась динамика интенсивности и качества внимания, коэффициента производительности, наибольшие значения которых были приурочены к утренним часам. У студентов «сов» в разные периоды учебного дня менялись интенсивность внимания, частота ошибочных ответов и коэффициент производительности, при этом более высокий уровень внимания был синхронизирован с вечерним временем. У студентов«голубей» существенных изменений внимания в течение дня не выявлено. Показаны статистически значимые различия в уровне внимания между «жаворонками» и «голубями» утром и вечером, между«жаворонками» и «совами» днем, между «голубями» и «совами» в течение всего учебного дня. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о более тесной связи функции внимания с циркадианными ритмами у студентов с утренним и вечерним типами активности, что дает основание рекомендовать им строго контролировать интенсивность когнитивных нагрузок, выполняемых в часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ АВТОРСКОГО МЕТОДА ВИБРОАКУСТИЧЕСКОГО МАССАЖА ПОЮЩИМИ ЧАШАМИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2024)
Выпуск: Т. 24 № S2 (2024)
Авторы: Огуй Виктор Олегович, БЫКОВ ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Цель: изучение динамики функционально-эмоционального состояния на фоне проведения курса авторского метода виброакустического массажа поющими чашами.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 человек (16 женщин и 4 мужчин) в возрасте 18-60 лет. Всем им был назначен и проведен курс виброакустического массажа поющими чашами, реализуемый по авторской методике. До начала курса, сразу после него и спустя 2 недели проводилось диагностическое исследование на аппаратно-программном комплексе РОФЭС с определением таких интегральных показателей, как функциональное состояние (ФС), адаптационный потенциал (АП), психоэмоциональное состояние (ПЭС), вегетоэмоциональный статус (ВЭТ) и симпатический/парасимпатический баланс (СПБ).

Результаты. Через 2 недели после окончания процедур наблюдалось изменение частоты вариантов ВЭТ за счет увеличения варианта «относительное равновесие» (p = 0,009). Изменения АП (p = 0,020), СП (p = 0,008) и ВЭТ (p = 0,051) носили разнонаправленный характер ко времени окончания курса и через 2 недели после его окончания. Среднее значение АП сначала уменьшалось до 13 ± 0,10 %, а через 2 недели возрастало до 27 ± 0,13 %. Для СПБ и ВЭТ эти значения составили соответственно 1,84 ± 0,37 балла и 2,69 ± 1,0 балла к моменту окончания курса, а через 2 недели - 1,37 ± 0,50 балла и 1,79 ± 1,18 балла.

Заключение. Результаты проведенного исследования дают основание полагать, что виброакустический массаж с использованием поющих чаш, выполняемый по авторской методике, влияет на механизмы адаптации человека: через 2 недели после окончания курса наблюдались положительные изменения, связанные с усилением парасимпатических влияний, повышением адаптационного потенциала и улучшением психоэмоционального состояния.

Сохранить в закладках