Архив статей журнала
Цель: выявить закономерности (особенности) данных сенсорной сети для определения дескрипторов динамического баланса во время ходьбы у лиц с различной степенью нарушения функций нижней конечности. Материалы и методы. Оценку кинематических параметров походки проводили с помощью системы захвата движения Xsens MTw Awinda и программного обеспечения Xsens MVN Analyze. Оценивалась вариабельность вариационного ряда значений вертикальной реакции сегментов нижних конечностей, определялись различия между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (парный t-критерий Стьюдента), степень взаимосвязи (коэффициент r-Пирсона) между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (в сенсорной сети «таз - стопа») у трех лиц, имеющих в анамнезе различные травмы нижних конечностей. Результаты. Анализ данных от сенсоров MIMU, организованных в сенсорные сети (сегменты тела: таз, бедро, голень и стопа), позволил оценить особенности ускорения (вертикальной реакции) каждого сегмента у лиц с различной степенью нейромышечного нарушения нижней конечности. Выявленные особенности представлены в качестве дескрипторов динамической стабильности нейромышечного взаимодействия соседних сегментов нижней конечности, их согласованности, выраженной в асимметричности походки испытуемых. Заключение. Установленные дескрипторы (вариабельность, согласованность, взаимосвязь) необходимо учитывать в подходах при разработке антропоморфных протезов, в программах абилитации и протезной реабилитации, а также для обучения нейросетевых классификаторов нейромышечных нарушений нижней конечности.
Цель: изучение эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положенные в основу эмпирической части исследования материалы методик В. А. Доскиной, А. И. Захарова Т. В. Архиреевой, О. А. Ореховой, модифицированные с учетом условий эксперимента и специфики дефекта, позволяют впоследствии дать комплексную оценку основных показателей эмоционального здоровья: эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности. Результаты. В ходе исследования были выделены две группы детей с тяжелыми нарушениями речи со следующими уровнями эмоционального здоровья: «средний» - у 50 % и «низкий» - у 50 % респондентов. С целью укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с ТНР были реализованы мероприятия по следующим направлениям деятельности: подготовка педагогов к использованию оптимально подобранных средств физической культуры; проведение физкультурно-оздоровительной работы по развитию эмоционального благополучия у дошкольников с ТНР; реализация совместной деятельности педагогов с родителями по развитию и укреплению эмоциональной сферы детей с ТНР. Контрольный эксперимент выявил позитивную динамику в укреплении эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста с ТНР (высокий уровень - 10 %, средний уровень - 55 %, низкий уровень - 35 %). Заключение. Проведенное контрольное исследование подтвердило успешность реализации мероприятий и обнаружило позитивные сдвиги в отношении эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Большинство детей стали более уравновешенными, инициативными, бодрыми, появился оптимизм, исчезла зажатость, появилась раскрепощенность в действиях, что в целом повышает фон настроения и укрепляет эмоциональное здоровье.
Цель. Оценка эффективности применения динамической электронейростимуляции в диагностике и лечении детей, больных церебральным параличом. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 детей с диагнозом ДЦП - спастическая диплегия. Определялись средняя длина шага (см), объем движения в голеностопном суставе, время удержания равновесия на одной ноге (с). Проводились клиническое обследование, электромиография (ЭМГ) на отечественном аппарате «ЭМГ-Микро». Диагностика и ДЭНС-терапия аппаратом «ДиаДЭНС-ПК» заключалась в обработке зон универсального общего действия в дозированном режиме. Сила тока подбиралась индивидуально. Конечности обрабатывали по принципу горизонтальной, вертикальной и тетрасимметрии («крест-накрест»). Время воздействия - 3 минуты на одну зону. Результаты. Выявлено повышение эффективности реабилитации у детей с ДЦП в форме спастической диплегии при использовании динамической электронейростимуляции. Произошло достоверное увеличение (р < 0,05) длины шага до и после лечения в основной и контрольной группе, достоверное увеличение объема движений в голеностопном суставе у 17,9 % детей контрольной группы и 33,7 % пациентов основной группы (р < 0,05), достоверное увеличение среднего времени удержания равновесия на одной ноге в основной группе, выявлено увеличение амплитуды в мышцах голени передней группы (р < 0,05) у детей основной и контрольной групп, увеличилась средняя амплитуда БЭА в задней группе мышц у детей основной группы (р < 0,05). Заключение. По данным электрофизиологических показателей, включение динамической электронейростимуляции в реабилитацию больных детским церебральным параличом в форме спастической диплегии положительно влияет на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, снижает болевой синдром, улучшает новые двигательные навыки и сохраняет достигнутые.
Цель: исследование психофизиологических характеристик, влияющих на результаты спортивной деятельности, и выделение индивидуальных психологических особенностей спортсменов. Материалы и методы. Использовались психофизиологические методики с аппаратным предъявлением стимулов и регистрацией ответных реакций на скорость и точность, чередующихся с мониторингом в состоянии отдыха (АПК «БОСЛАБ», производство ООО «КОМСИБ»), а также психологические тесты, направленные на диагностику свойств и качеств личности. Результаты. Проведенная в результате многомерного дискриминантного анализа классификация позволила разделить участников исследования на 4 группы, достоверно оценить различия и сходства между группами как по психофизиологическим особенностям (реактивность на стрессовое воздействие и восстановление после него), так и по психологическим характеристикам (эмоциональная лабильность, невротичность, интроверсия-экстраверсия и ассертивность). Заключение. Выявленные взаимосвязи психологических особенностей и типов реагирования / восстановления спортсменов на моделируемый стресс позволяют оптимизировать психофизиологическую поддержку спортсменов высокого класса в рамках подготовительных/тренировочных/восстановительных мероприятий.
Цель: изучение динамики показателей внимания у студентов с разными типами суточной активности в различные периоды учебного дня. Материалы и методы. Обследовано 260 студентов биологического факультета в возрасте 19-22 лет с соблюдением этических принципов. По результатам теста Хорна - Остберга в модификации А. А. Путилова были сформированы группы испытуемых с утренним, дневным и вечерним хронотипами. Когнитивную деятельность оценивали по показателям внимания, полученным в ходе выполнения корректурной пробы Бурдона - Анфимова и теста «Расстановка чисел» в утренние, дневные и вечерние часы. Результаты. Выявлено, что более выраженные колебания показателей внимания в течение учебного дня характерны для студентов«жаворонков» и «сов», а менее - для «голубей». У студентов «жаворонков» наблюдалась динамика интенсивности и качества внимания, коэффициента производительности, наибольшие значения которых были приурочены к утренним часам. У студентов «сов» в разные периоды учебного дня менялись интенсивность внимания, частота ошибочных ответов и коэффициент производительности, при этом более высокий уровень внимания был синхронизирован с вечерним временем. У студентов«голубей» существенных изменений внимания в течение дня не выявлено. Показаны статистически значимые различия в уровне внимания между «жаворонками» и «голубями» утром и вечером, между«жаворонками» и «совами» днем, между «голубями» и «совами» в течение всего учебного дня. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о более тесной связи функции внимания с циркадианными ритмами у студентов с утренним и вечерним типами активности, что дает основание рекомендовать им строго контролировать интенсивность когнитивных нагрузок, выполняемых в часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.
Цель: проанализировать изменения физической подготовленности и компонентного состава тела на фоне использования технологии фиджитал для организации физической активности у студенток. Материалы и методы: проведены анализ учебной и научной литературы, анкетирование 103 студентов первого курса. Для проведения педагогического эксперимента были привлечены студентки первого курса педагогического института в возрасте 18-19 лет. Обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики и факторного анализа (p < 0,5). Результаты. При сравнении результатов физической подготовленности и состава тела до и после эксперимента получено достоверное улучшение у экспериментальной по 7, а у контрольной группы по 2 показателям из 15. Заключение. Изменения состава тела в показателях индекса массы тела, индекса Эрисмана и процента мышечной массы связаны с изменениями физической подготовленности. Для коррекции показателей процентного содержания жира, висцерального жира, воды в организме увеличения предлагаемых физических нагрузок недостаточно за исследуемый период времени. Суммарная масса выявленных факторов составила 70,25 %. Проведенные исследования позволили определить 5 факторов влияния на функциональное состояние, в результате которых сделаны рекомендации для организации занятий студенток. На основе анализа эффективности использования компьютерной программы Just Dance Now для студентов предложены рекомендации по её применению.
Цель: выявить особенности мотивации и выбора средств физической культуры и спорта студентами медицинского университета на начальном этапе профессиональной самореализации. Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались методы анкетирования для анонимного массового исследования мотивов занятий ФКиС, критериев оценки мотивации, метод опроса для определения приоритетов выбора средств обеспечения процесса физического воспитания в вузе. В исследовании приняли участие 511 студентов младших курсов медицинского университета. Результаты исследования. Студенты выбрали: «улучшить свое здоровье» - 32,29 %,«дольше находиться в хорошем физическом состоянии» - 26,03 %. У юношей мотивами, побуждающими их к занятиям ФКиС, третье место занимают мотивы «хорошо сдать нормативы» - 13,13 % (p = 0,26), а наименее важными мотивом является «авторитет преподавателя» - 0 % (p = 0,16), а у девушек мотив «хорошо выглядеть» - 9,97 % (p = 0,33) занимает третье место, менее значимыми нормативами являются «авторитет тренера-преподавателя» - 1,99 % (p = 0,16), «самоутверждение среди друзей» - 0,57 % (p = 0,78). Заключение. Количество студентов, которые выбирают оздоровительные мотивы, увеличивается от курса к курсу (улучшение здоровья - 30,41 % → 37,78 % и сохранение хорошей физической формы - 23,98 % → 28,15 %). Благодаря внедренным рекомендациям также увеличивается количество студентов II-III курсов, отдающих предпочтения циклическим видам спорта, - 37,13 % → 51,11 %, но уменьшается количество студентов, выбирающих игровые виды спорта, - 44,74 % → 33,33 %. Разработанные практические рекомендации показали свою эффективность. Повысилась мотивация к занятиям ФКиС. Студенты начали заниматься физической культурой в свободное от занятий время более активно.
Цель: оценить тренды, угрозы и возможности адаптации к повсеместному внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в области физической культуры и спорта. Материалы и методы. Нами изучались научные статьи по теме ИИ, официальные документы, а также нормативные акты. Проводился статистический анализ частоты употребления слов в литературе - Google Books Ngram Viewer, а также статистический анализ поисковых запросов в сети Интернет - Google Trends. Для поиска путей адаптации спорта к ИИ мы использовали генеративную языковую нейросеть ChatGPT 3.5. Результаты. Спорт и физическая культура всё меньше интересуют людей, а понятия, связанные с ИИ, наоборот, стремительно набирают популярность. Основными направлениями внедрения ИИ являются: совершенствование тренировочных программ, прогнозирование спортивного результата, создание компьютерных приложений для контроля здоровья, принятие решений по спортивной тактике, принятие судейских решений, появление новых видов спорта, совершенствование спортивной журналистики, распространение и совершенствование «носимых технологий» и прочих сенсоров для сбора данных. Заключение. Внедрение ИИ повлияет на все без исключения субъекты физической культуры и спорта. Большинство спортивных профессий в будущем станут неактуальными. Искусственный интеллект в качестве мер адаптации к изменениям в спорте предлагает создавать еще более сложные и мощные системы искусственного интеллекта для контроля над уже существующими системами. Такой подход каждый раз в будущем будет способствовать новому витку развития ИИ, все меньшую роль отводя Человеку.
Цель: оценить состояние здоровья и двигательную активность населения города Владивостока. Материалы и методы. С помощью метода анкетирования проанализированы данные, касающиеся субъективной оценки здоровья и двигательной активности 510 человек (43,3 % мужского и 56,7 % женского пола), проживающих в г. Владивостоке (Приморский край, Россия). Статистическая обработка данных выполнена в пакете IBM SPSS Statistics 26 и StatTech 4.0.4. Результаты. Установлено, что в каждом возрастном периоде увеличивается доля респондентов, считающих своё здоровье плохим (p < 0,01). В структуре хронической заболеваемости выявлен достоверный рост сердечно-сосудистой патологии от юношеского периода к пожилому с 8,2 % до 24,7 % (p < 0,01). Оценка двигательной активности показала, что у более 79 % участников исследования II периода зрелого и пожилого возраста нарушен двигательный режим. Также выявлена взаимосвязь между наличием хронических заболеваний и сидячим образом жизни респондентов (ρ = 0,74; p < 0,001). Заключение. Недостаточная двигательная активность является ведущим факторам риска нарушений здоровья населения различного возраста, что требует принятия мер по повышению их двигательной активности.
Цель: определить основные показатели престижа преподавателя высших образовательных организаций физкультурно-спортивного профиля. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование. Для выявления и анализа фундаментальных личностно-профессиональных качеств преподавателя как главного субъекта показателя престижа указанной профессии проведено анкетирование 40 студентов Донского государственного университета. Результаты. По результатам исследования было выявлено, что студенты наиболее значимыми считают профессионально-компетентностные качества преподавателя образовательной организации высшего образования физкультурно-спортивного профиля. Это обусловлено оценкой педагога, в первую очередь, как специалиста в определенной области знаний. Профессиональными и личностными качествами, формирующими престиж профессии преподавателя, являются: оригинальность, способность эффективно и интересно организовать образовательный процесс, способность выстраивать межличностные взаимоотношения как с коллегами, так и со студентами, умение находить личностный подход к каждому из обучающихся. Отдельно стоит выделить такое качество, как уважение к обучающимся, важность которого была отмечена всеми опрошенными. Заключение. Деятельность педагога на учебном занятии является ключевым фактором обеспечения престижа его профессии. С целью повышения престижа профессии педагога в высших образовательных организациях физкультурно-спортивного профиля стоит уделять значительное внимание его профессионально-компетентностным качествам.
Цель: изучить отношение тренеров к взаимодействию с родителями и родительской вовлеченности в подготовку юных пловцов. Материалы и методы: анализ научной литературы. Эмпирическую базу исследования составили 11 экспертных интервью, проводившиеся с тренерами СДЮШОР по плаванию Астрахани, Оренбурга, Петрозаводска, Раменского, Санкт-Петербурга, Сургута. Результаты. Родители являются значимыми участниками процесса подготовки юных пловцов. Родительская вовлеченность выступает ценным ресурсом в подготовке юных спортсменов, но может являться и источником разрушительного воздействия. Большинство тренеров ориентированы на родителей и родительскую вовлеченность как контролирующий ресурс (дисциплина, питание, посещение тренировок) и недооценивают роль родителей в психологической поддержке юного спортсмена. Умение выстраивать коммуникацию и взаимодействие с родителями отмечается как значимый профессиональный дефицит. Заключение. Анализ исследований и данные опроса показывают необходимость работы с родителями юных спортсменов. Психологическое просвещение родителей, выстроенная коммуникация с тренерами помогут исключить негативные последствия влияния родителей на становление и развитие ребенка-спортсмена. Взаимодействие с родителями является важной задачей профессиональной деятельности тренера и требует дополнительного внимания в процессе профессионального обучения. В качестве возможных вариантов решения проблемы могла бы стать разработка специальной программы по работе с родителями, их психологическому просвещению, обсуждению роли родителей и рекомендаций, которым важно следовать всем участникам процесса подготовки юного спортсмена.
Цель: эмпирическое выявление способов формирования спортивной культуры посредством спортивно-оздоровительных практик, направленных на развитие человеческого капитала. Материалы и методы. В качестве основного метода использовался контент-анализ литературных и статистических источников в рамках интернет-ресурса Uznet, а также использовали базы данных РИНЦ и Scopus. В обзор включили источники информации (обзоры и оригинальные статьи), в которых освещались вопросы развития сферы физической культуры и спорта Узбекистана. Результаты. В обзоре представленных материалов, несмотря на актуальность рассматриваемой темы, плохо раскрывается проблема связи человеческого капитала и спортивной деятельности. Данная тема в российской и узбекской литературе на сегодняшний день еще не до конца изучена. Слабо теоретически проработаны и другие вопросы, связанные с тематикой взаимозависимости качества человеческого капитала и спортивной культуры. Заключение. Авторами было выявлено, что здоровый образ жизни тесно коррелирует с уровнем образования: чем выше уровень образования, тем сильнее индивид вовлечен в занятия спортивной деятельностью.