Введение. В современных реалиях система образования нуждается в трансформации с учетом задач развития национальной экономики. Целью данной статьи стало представление кейса Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» по проектированию образовательных программ в рамках осуществления федерального пилотного проекта по апробации новой модели уровней высшего образования.
Материалы и методы. Проведен анализ существующих решений и позиций исследователей по вопросам модернизации высшего образования в Российской Федерации, использован синтез компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов. Опираясь в ходе работы на концептуальные основы системного проектирования в сфере высшего образования, установлены принципы проектирования новой образовательной модели с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем.
Результаты исследования. На основе изучения опыта реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации были определены ключевые принципы разработки новой образовательной модели, представлена схема концептуального построения образовательной программы базового высшего образования и сформулированы ключевые условия ее реализации (персонализация обучения, поддержка лидеров, опора на центры создания фундаментального и прикладного знания, вовлечение работодателя). Разработка модели основана на персонифицированном подходе к обучению студентов.
Обсуждение и заключения. Статья может иметь научную ценность для представителей академического сообщества в качестве отправной точки серии педагогических исследований эффективности реализации принципов, заложенных в образовательную модель при ее проектировании. Также она может иметь практическую значимость для руководства высших учебных заведений при проектировании образовательных программ в условиях внедрения результатов пилотного проекта в массовую практику, для служащих федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в области высшего образования в качестве теоретических и практических оснований для дальнейшего совершенствования системы высшего образования Российской Федерации.
Целью данной статьи стало описание опыта БФУ им. И. Канта по реализации моделей одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций как части жизненно-образовательных маршрутов студентов. На примере эмпирических проб определены ключевые подходы к построению моделей получения дополнительных квалификаций обучающимися, осваивающими основную образовательную программу высшего образования. Статья может представлять ценность для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами, сотрудников учебных управлений университетов, отвечающих за проектирование и реализацию образовательных программ высшего образования.