Статья посвящена памяти выдающегося ученого современности - доктору экономических наук, профессору Леониду Леонидовичу Рыбаковскому, внесшему значительный вклад в теорию миграции, мер демографической политики, в оценку демографических потерь в годы политического террора и принудительных миграций. В теоретическом плане особого внимания заслуживает его вклад в исследование колонизации окраинных территорий, где он обосновал, что процессы колонизации имеют четкие временные границы. Началом является время присоединения новой территории, после чего наступает ее заселение колонистами - выходцами из страны, которая захватила или присоединила населенные или прежде пустующие земли к своему государству. Границей окончания процесса колонизации является то время, когда на смену основному компоненту увеличения численности жителей осваиваемой территории - переселению - приходит другой компонент - естественный прирост населения. С этого времени начинается нормальное демографическое развитие и дальнейшее освоение данной территории. Для современного периода развития рассмотрены вопросы формирования населения в районах Севера России, приведена методика оценки демографического неблагополучия по российским регионам, их ранжирование. Особое внимание в статье отведено вопросам подготовки научных кадров для северных регионов России, в том числе и для Республики Коми, указаны фамилии и темы диссертаций аспирантов и ученых, защитивших кандидатские и докторские диссертации в совете Л. Л. Рыбаковского.
В статье на основе материалов Всероссийской переписи населения 2021 г. рассмотрено расселение народов Северного Кавказа и Закавказья на территории Республики Коми. Приведены данные о пространственном размещении представителей кавказских народов по муниципальным образованиям региона и отдельным населенным пунктам. Отмечено, что большинство представителей народов Северного Кавказа и Закавказья расселялись в северной части Республики Коми, но среди населенных пунктов первое место по количеству представителей кавказских народов занимал г. Сыктывкар.
Автор рассматривает отношение общества и гражданских институтов к смерти; отмечает, что на протяжении веков отношение населения к смерти менялось - от принятия ее как «вещи» неизбежной, до понимания утраты близкого человека, ресурса труда общества. По мере развития социума, прогресса в медицине и фармацевтике происходила трансформация причин смерти - причины природно-исторического характера уступили место «причинам цивилизации», что нашло отражение в половозрастной смертности. До середины ХХ в. больший урон смерти наносили женскому населению и детям, зато современный период характеризуется повышенной смертностью мужского населения и в первую очередь в трудоспособных возрастах. Прогресс в медицине и здравоохранении, улучшение отношения населения к своему здоровью и развитие спорта позволили сместить смертность в старшие возраста.
За последние три десятилетия население российского Севера сократилось почти на четверть. одновременно с этим увеличивается доля пенсионеров, что может негативно сказаться на трудообеспеченности северных регионов и качестве трудовых ресурсов. рассмотрена динамика и структура человеческих ресурсов 13 регионов российского Севера в XXI в. с применением многомерной демографии. данный подход наряду с основными демографическими показателями (пол, возраст), подверженными вариациям во времени и пространстве, предполагает рассмотрение дополнительных характеристик населения: образование и участие в рабочей силе. такой взгляд на демографические процессы позволяет раскрыть исследовательский вопрос: в какой степени негативные тенденции в количественных характеристиках человеческих ресурсов могут быть компенсированы качественными - ростом уровня образования и занятости населения? Проведено сравнение средней длительности обучения всего и занятого населения. Для оценки величины накопленного образовательного потенциала в стоимостном выражении использовались показатели суммарной длительности обучения и затрат на образование. Расчеты показали, что если в 2002-2010 гг. на российском Севере суммарная продолжительность обучения занятого населения сократилась только в трех из 13 регионов и в трех осталась на уровне 2002 г., то в 2010-2021 гг. - сократилась уже в семи и в трех осталась на уровне 2010 г. Общие потери образовательного потенциала человеческих ресурсов составили 4,1 млн человеко-лет обучения. Для восполнения образовательного потенциала человеческих ресурсов в ценах 2020 г. понадобилось бы более 600 млрд руб. бюджетных средств. Произошедшие трансформации наглядно продемонстрированы половозрастно-образовательными пирамидами. Исследование продемонстрировало, что потенциал нивелирования негативных демографических тенденций на российском Севере за счет улучшения качественных характеристик практически исчерпан. Полученные результаты найдут применение при разработке мероприятий демографической и социально-трудовой политики, при построении демографических прогнозов.